Чтобы защититься от подделок, недобросовестной рекламы, избежать возможных штрафов и необходимости отстаивать свои права в суде, все больше индивидуальных предпринимателей, юрлиц и самозанятых регистрируют товарный знак (ТЗ). Это дает исключительные права на него, помогает защитить бизнес.
Процесс регистрации товарного знака часто длительный: нужно выбрать необходимые классы МКТУ, проверить, не используют ли в них похожий ТЗ, подать заявку, оплатить госпошлины, а главное — пройти экспертизу, которую внимательно выполняют сотрудники Роспатента. После одобрения остается последний этап — получение свидетельства о регистрации ТЗ. На практике на все это уходит около 6–9 месяцев, но процесс может затянуться и до полутора лет.
В статье — что такое свидетельство о госрегистрации ТЗ, зачем нужен этот документ, с какими расходами сопряжен.
По статье 1477 ГК РФ, ТЗ — это обозначение, главная задача которого — индивидуализация продукции, признание за владельцем исключительных прав на него. Свидетельство о регистрации товарного знака — охранный документ, который это право подтверждает.
После получения свидетельства правообладатель может:
Товарный знак — это не просто обозначение для индивидуализации, но и актив. Его можно оценить и поставить на баланс компании, а затем не только продать, но и разрешить пользоваться за оплату, использовать как залог при получении кредитов в банках.
За использование чужого ТЗ предусмотрена ответственность:
Кроме штрафов и ответственности по закону, использование чужого ТЗ грозит необходимостью полного ребрендинга, отказа от производства и реализации ряда продукции, что сопровождается дополнительной потерей денег.
По этой причине лучше зарегистрировать свой ТЗ: это поможет избежать всевозможных рисков, сохранить репутацию и средства.
Расходы на регистрацию ТЗ сильно отличаются: все зависит от того, получится ли с первого раза пройти экспертизу (при отказе деньги не возвращаются) и от количества классов МКТУ, в которых нужна регистрация. Если говорить о минимальной стоимости, то она будет 35 тыс. рублей.
Разберем, какую сумму потребуется внести на каждом этапе:
С 2021 года Роспатент выдает свидетельства в электронном виде. Для получения бумажного варианта необходимо доплатить госпошлину за выдачу бумажного свидетельства.
В свидетельстве указывают такую информацию:
В соответствии со статьей 1491 ГК РФ, исключительное право на ТЗ действует 10 лет с того момента, как заявку подали в Роспатент. В дальнейшем его можно многократно продлевать (каждый раз на 10 лет). Информацию о продлении действия права на ТЗ вносят во вкладыш.
При потере документа можно получить дубликат. Для этого потребуется уплатить госпошлину.
Если нужно внести изменения в свидетельство (например, при изменении юридическо-правовой формы компании), это можно сделать после уплаты пошлины.
Важно учитывать, что расширить список классов МКТУ не выйдет: нужно будет подавать новую заявку.
Свидетельство может получить только правообладатель или его представитель лично. Также документ могут отправить заказным письмом по тому адресу, который был в заявке.
Регистрация ТЗ дает исключительные права на его использование на протяжении 10 лет с момента подачи заявки. Товарный знак поможет защититься от подделок, привлекать к ответственности нарушителей, а еще — это актив компании, который можно продать, разрешить пользоваться за оплату.
Стоимость регистрации ТЗ может варьировать. Минимальная — 35 тыс. рублей. Сэкономить можно, если проходить процедуру в электронном виде. Помогут сохранить деньги и патентные поверенные: с помощью специалистов шанс на регистрацию с первого раза многократно повышается. Зарегистрировать ТЗ помогут эксперты Brandside: они подготовят необходимые документы и будут полностью сопровождать до получения свидетельства.
Источники: