Одной из причин развития региональных брендов является внутренний туризм. Общий объем внутреннего туристского потока в 2024 году превысил 75 миллионов поездок, принеся в экономику регионов значительный объем доходов. Итак, можно сказать, что региональные бренды становятся действительно важным фактором для достижения устойчивого экономического развития страны, открывающим новые возможности для предпринимателей.
Региональный бренд: что это и как он работает?
Официального, законодательно закрепленного определения понятия “региональный бренд” в Российской Федерации не существует. Однако, можно сформулировать определение, опираясь на существующие нормативные акты и научные исследования в области маркетинга и территориального брендинга.
Итак, региональный бренд – это комплексное понятие, включающее в себя совокупность устойчивых ассоциаций и представлений, формирующихся у потребителей в отношении определенной территории (региона, города, муниципального образования), ее географических, исторических, культурных, экономических и социальных особенностей, а также производимых на этой территории товаров и оказываемых услуг, зарегистрированных в установленном порядке, в целях повышения конкурентоспособности территории, привлечения инвестиций и развития туризма.
Региональным брендом может считаться:
- Продукт питания, произведенный с использованием местных ингредиентов и технологий (например, алтайский мед, вологодское масло, астраханские арбузы).
- Напиток, изготовленный из сырья, добывающегося только в определенной местности (например, абрау-дюрсо, нарзан, байкальская вода).
- Изделие народных промыслов, созданное с использованием традиционных техник и орнаментов (например, гжель, хохлома, дымковская игрушка).
- Услуга, связанная с уникальными природными или культурными особенностями региона (например, круизы по Байкалу, горнолыжные курорты Красной Поляны, лечение в минеральных источниках Кавказских Минеральных Вод).
- Фестиваль или мероприятие, отражающие культурные традиции и привлекающие туристов (например, фестиваль “Край света” на Сахалине, “Нашествие” в Тверской области, “Алые паруса” в Санкт-Петербурге).
Мы проанализировали рынок и выявили самые, на наш взгляд, активные отрасли бизнеса, использующие региональные бренды в 2025 году.
К ним на данный момент относятся:
- Пищевая промышленность: производство продуктов питания и напитков с использованием местных ингредиентов и уникальных рецептур.
- Туризм и гостеприимство: создание и продвижение туристических маршрутов, отелей и других объектов размещения, отражающих местный колорит.
- Производство сувенирной продукции: изготовление и продажа изделий народных промыслов, отражающих культурное наследие региона.
- Сельское хозяйство: выращивание и переработка сельскохозяйственной продукции с использованием уникальных природных условий региона.
Ну и конечно, нам было интересно оценить перспективы развития региональных брендов и то, как они могут влиять на туризм и экономику в России в будущем.
Вот, к каким выводам нам удалось прийти:
- По данным Роспатента, на апрель 2025 года в России зарегистрировано значительное число географических указаний (ГУ) и наименований мест происхождения товаров (НМПТ).
- Наибольшее количество зарегистрированных региональных брендов приходится на регионы, обладающие уникальным географическим положением, богатой историей и культурными традициями.
- По прогнозам экспертов, в ближайшие годы ожидается рост числа предприятий, использующих региональные бренды для продвижения своей продукции и услуг, что приведет к увеличению туристического потока и росту доходов региональных экономик.
Что эти данные означают для предпринимателей:
- Расширение рынка сбыта: региональные бренды получат возможность выхода на новые рынки сбыта за счет своей узнаваемости и репутации.
- Привлечение новых клиентов: можно ожидать привлечения туристов и потребителей, заинтересованных в уникальных и качественных продуктах.
- Повышение лояльности клиентов: будут формироваться прочные связи с потребителями, ценящими региональную культуру и традиции.
- Увеличение прибыли: с «раскруткой» региональных брендов, естественно, будут увеличиваться и продажи. Соответственно, и ценность региональных брендов, что будет приводить к увеличению их прибыли.
- Поддержка со стороны государства: можно будет получить доступ к государственным программам поддержки малого и среднего бизнеса, направленным на развитие туризма и региональных брендов.
Уже сейчас можно вспомнить достаточно большое количество довольно успешных региональных российских брендов, которым удалось добиться узнаваемости среди потребителей по всей стране и не переставать быть востребованными.
Ниже мы приведём в пример самые очевидные товарные знаки, которые обязаны своему существованию уникальным традициям и особенностям изготовления продуктов в регионах, из которых они происходят:
- Вологодское масло (Вологодская область).
- Тульский пряник (Тульская область).
- Оренбургский пуховый платок (Оренбургская область).
- Карельская береза (Республика Карелия).
Как зарегистрировать региональный бренд
Для получения правовой защиты вашего регионального бренда необходимо зарегистрировать его в качестве ГУ или НМПТ в Роспатенте. Этот процесс требует профессиональной подготовки и знания законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Ранее мы уже писали более подробно о том, как устроен этот процесс в статье, посвящённой именно этому вопросу.
Хотите зарегистрировать свой бренд? Узнайте, как это сделать прямо сейчас! Все консультации – бесплатно!
Также обращаем ваше внимание на то, что самым простым и удобным способом регистрации товарного знака является наш новый интернет-сервис Brandside, подробнее по ссылке.
Ещё больше полезных материалов на различные юридические темы можно найти в группе в ВК, а также в нашем ТГ-канале. Подписывайтесь, читайте и НЕ пропускайте всё самое полезное и интересное!