В дополнение к обычным товарным знакам Роспатент также регистрирует региональные бренды, которые предназначены для защиты уникальных товаров и услуг, произведенных в конкретном регионе.
Зарегистрировать региональный бренд – в принципе задача не самая простая, но после 29 мая 2023 года, когда в силу вступил Федеральный закон от 28 мая 2022 г. № 143-ФЗ, который внёс дополнительные ограничения на регистрацию товарных знаков с использованием географических наименований, стало ещё сложнее.
В каких-то случаях новые критерии к подобным товарным знакам, конечно, добавляют неуверенности в успехе регистрации, но для региональных производителей это даже хорошо, ведь теперь они ещё более защищены от копирования и размытия.
С того момента прошло уже больше года. Однако, как это часто бывает, многие юристы всё ещё стремятся разобраться в тонкостях регистрации знаков с географическими упоминаниями с учётом новых вводных и ужесточения критериев.
В этой статье мы расскажем о том, что известно на данный момент про товарные знаки с географическими названиями, и дадим несколько рекомендаций по тому, как снизить риски отклонения заявки на регистрацию бренда, если вам всё-таки важно включить географию в название бизнеса.
Для защиты товаров от контрафакта бренды могут быть зарегистрированы двумя способами:
НО: для того, чтобы получить официальное свидетельства на НМП или ГУ, предприниматели должны производить товары на территории, которую указывают в названии бренда.
Основное отличие между НМП и ГУ заключается в производственном процессе.
Все заявки на регистрацию товарных знаков проходят обязательную государственную экспертизу, которая проверяет уникальность знака. Основное требование экспертизы — отсутствие совпадения или сходства с уже зарегистрированными знаками других правообладателей. Как обычно, экспертиза проводит поиск по реестру товарных знаков и реестру ранее поданных заявок.
А вот после внесения изменений в Гражданский кодекс требования экспертизы стали более строгими. Теперь, в дополнение к использовавшимся ранее способам проверки знаков, заявки на регистрацию будут проверяться еще по двум реестрам:
В каких случаях шансы на регистрацию товарного знака будут минимальными?
К последнему пункту хочется привести пример.
— Помните «Белёвскую пастилу»? Её производители имеют полное юридическое право на свой товарный знак, так как он у них уже давно официально зарегистрирован.
Но вот если вы, скажем, тоже производите пастилу и сегодня собрались бы регистрировать товарный знак с названием «Белёвская ромашка» именно для неё, то ваш вариант с большой долей вероятности будет отклонён экспертами Роспатента.
Почему?
— Потому что в той категории товаров, в которой вы производите ваш продукт так же, как это делает «Белёвская пастила» географическое название уже взято и зарегистрировано. Скорее всего, дабы избежать «введения потребителей в заблуждение», Роспатент предпочтёт вас не регистрировать. А то, кому нужно, чтобы потом произошла ещё какая-нибудь путаница, подача лишних судебных исков и так далее?
Но вообще, так как все «тонкости» «более строгого» подхода к допуску к регистрации товарных знаков с использованием географии прописывать здесь будет просто бессмысленно, скажем только, что ознакомиться с ними можно в официальных Законодательных источниках (например, на сайте Роспатента), или же узнать от эксперта, который ещё и сможет подсказать вам, что делать именно в вашем случае.
1) Оценить возможности введения потребителей в заблуждение
— Оцените, может ли заявляемое обозначение ввести потребителей в заблуждение относительно места производства товара. Если есть риск заблуждения, регистрация может быть отклонена.
Итак, при регистрации товарного знака «Сибирская рыба» для производства рыбных консервов, необходимо убедиться, что потребители не будут введены в заблуждение о том, что консервы действительно произведены в Сибири.
2) Проверить наличие зарегистрированного географического указания или наименование места происхождения товара
Проверка товарных знаков становится все более сложной задачей. С каждым годом требования к товарным знакам ужесточаются, и риск отказа от Роспатента возрастает, особенно если учесть тот факт, что однокоренные и созвучные названия считаются сходными по сути.
Хотя на сайте Роспатента существует поисковая система по реестрам, проверка товарного знака на совпадение с НМПТ и ГУ осложняется тем, что доступ к этим реестрам возможен только на коммерческой основе. Это значит, что предпринимателям необходимо либо платить за доступ к реестрам, либо рисковать получить отказ от Роспатента из-за совпадения с уже зарегистрированным товарным знаком.
Наша компания предлагает клиентам экспресс-проверку товарного знака на оригинальность и уникальность по всем реестрам Роспатента совершенно бесплатно. Для этого нужно просто перейти по ссылке.
3) Обратиться к экспертам.
Так как каждый случай регистрации товарного знака уникален, а практика пока что не изобилует кейсами, на основе которых можно было бы составить какой-то конкретный «рецепт успеха» в закреплении названия бренда с использованием географических обозначений, любому предпринимателю стоит задуматься об индивидуальной юридической помощи, дабы минимизировать риски быть незарегистрированным.
Напомним, что наша команда юристов всегда готова помочь вам в регистрации вашего бренда.
Подписывайтесь на нас в Телеграме и ВК, задавайте все интересующие вас вопросы в чат-боте или на профессиональной консультации.
Мы всегда на связи!
Ваш Брендсайд.