В статье рассказываем о том, сколько действует исключительное право на товарный знак и как его правильно продлить. Разбираемся, что будет, если истек срок действия права, но вовремя продлить его не удалось.
Компании нужно регистрировать товарный знак, чтобы им не мог воспользоваться никто другой. Это защита от подделок, создание своего бренда. Если товарный знак не зарегистрирован, то его владелец юридически не защищен от копирования. Теоретически, любой может выпустить продукцию или услугу под этим товарным знаком, и ему ничего за это не будет.
Срок действия свидетельства на товарный знак составляет 10 лет и (важно!) отсчитывается с момента подачи заявки на регистрацию в Роспатент. Срок охраны товарного знака это то время, которое действует свидетельство и закон в любой спорной ситуации будет на стороне правообладателя.
Необходимо понимать, что при определении срока амортизации товарного знака (возмещения расходов, заложенное в стоимость продукции) нужно исходить из срока полезного использования (периода, в который товарный знак используется по назначению и приносит прибыль налогоплательщику). Соответственно, он будет равен все тем же 10 годам, или может быть увеличен на количество лет, кратное десяти.
К коллективным и международным товарным знакам применяются те же положения, поэтому условия относительно срока не отличаются.
Автоматически продление срока не происходит. Если не продлить срок действия товарного знака, то по истечении 10 лет право на него теряется. Но снова проходить всю процедуру, которая предусмотрена для регистрации товарного знака не нужно. Продлить уже зарегистрированный знак проще и быстрее, чем зарегистрировать новый. Экспертиза в случае продления не проводится.
Надо помнить, что количество продлений может быть любым, без ограничений.
Для продления срока действия товарного знака нужно:
В результате, если решение о продлении положительное, то запись о продлении вносится в реестр, а заявителю вручается уведомление о продлении товарного знака и свидетельство с внесенными изменениями.
Важно помнить! Если подавать заявление в электронном виде, то это обойдется дешевле на 30 %.
Из-за каких ошибок в заявлении могут отказать в продлении прав:
Рекомендуется подавать заявление на последнем году действия свидетельства. Рассмотрение заявления о продлении срока действия товарного знака длится около 2 месяцев плюс возможные замечания и доработки, на которые тоже нужно заложить время.
Если заявление на продление подается без запаса по времени, то лучше сразу подготовить ходатайство о продлении срока на 6 месяцев. Его нужно оплачивать отдельно, 2500 руб. за ходатайство, но зато оно дает запас времени, достаточный для того, чтобы завершить процедуру продления.
Если срок действия прав истек, то видимым образом ничего не произойдет, сразу же знак вряд ли украдут. Но получить правовую защиту теперь не получится. А главное, чтобы сохранить за собой право на знак, нужно будет снова проходить всю процедуру регистрации.
Можно потерять право на товарный знак, если вовремя не продлить срок. Теоретически, как только истек срок, знак уже не принадлежит бывшему владельцу, и по закону и им может воспользоваться кто угодно, в том числе, зарегистрировав его на нового владельца. Тогда практически невозможно вернуть себе право на свой товарный знак.
Что делать, если владелец компании физически не имеет возможности подать заявление на продление? Чтобы продлить срок товарного знака удаленно, можно подать заявление в электронном виде. Можно также действовать через доверенных лиц: нанять патентного поверенного, оформить доверенность и подавать дистанционно. Например, доверить продление прав на товарный знак патентному поверенному. Это очень упрощает дело: снижается риск ошибок при оформлении заявления, возрастает контроль над соблюдением сроков.
Своевременное продление предотвращает необходимость повторной регистрации и страхует от возможной потери знака. Процедура продления достаточно проста. Исключительное право продлевается на 10 лет. Если его не продлить вовремя, то нужно будет проходить всю процедуру регистрации, что значительно дольше и дороже.