В статье разбираемся, что такое сходство товарных знаков до степени смешения, чем оно опасно. Выясняем, как на рынке оказываются продукты под одинаковыми или схожими знаками и что стоит делать в такой ситуации. Рассказываем, как проводится оценка и экспертиза похожих обозначений.
Схожими до степени смешения признаются товарные знаки, у которых совпадает значительное количество элементов. Сходство торговых знаков оценивается экспертами не только по числу совпадающих или схожих элементов, а исходя из общего впечатления, образа и ассоциаций, вызванных знаком. То есть качество обнаруженных совпадений важнее, чем их число.
Важно! Сходство должно проявляться в том, что потребители путают один товарный знак с другим.
Чем однородность товарных знаков отличается от сходства до степени смешения? Однородными товарными знаками будут обозначения для продукции одного класса товаров и услуг. Например, хлебобулочных изделий или мебели.
Важно! Под однородной может подразумеваться продукция, в отношении которой покупатель может решить, что ее выпускает один и тот же производитель. Например, йогурты “Солнышко” и мороженое “Солнышко”. При этом, гимнастический комплекс “Солнышко” не будет являться однородным товарным знаком.
Экспертиза товарного знака на сходство и тождество проводится экспертом, то возможны ошибки. Этот факт используют патентные тролли, умышленно подавая заявки на регистрацию неуникальных обозначений. Но ошибочно могут зарегистрировать и заявку со схожим обозначением, поданную без умысла.
Существуют ограничения на регистрацию товарных знаков, не связанные со схожестью. Не регистрируют обозначения, которые полностью или значительно состоят из следующих элементов:
Есть два случая, когда можно зарегистрировать схожий знак:
ВАЖНО! Подобное письмо не гарантирует, что знак зарегистрируют, но вероятность значительно увеличится. Также письмо никак не поможет, если знаки полностью идентичны.
По закону обладателем исключительного права на товарный знак является лицо или организация, осуществившие его официальную государственную регистрацию.
Недобросовестный конкурент может выступить в роли патентного тролля, зарегистрировав схожий знак первым.
В случае с зарегистрированным товарным знаком, нельзя исключить возможности регистрации похожего товарного знака конкурентом для сознательного введения потребителей в заблуждение относительно производителя продукции.
Если конкурент смог зарегистрировать схожий знак, он получает финансовую выгоду:
Например, кондитерский концерн “Славянка” выпустила шоколад “Алина”, оформление которого было схоже до степени смешения с плиткой “Алёнка” фабрики “Красный октябрь”. Последняя обратилась в суд. В ходе дела “Славянка” предоставила доказательства того, что дизайн “Алины” отличается от упаковки продукцией “Красного октября”. Суд первой инстанции остался на стороне ответчика. Однако в кассации истец доказал, что, несмотря на различия в упаковке, потребители могут спутать продукцию или прийти к выводу о том, что это товары одного производителя. Фабрике “Славянка” запретили производство шоколада под маркой “Алина”.
Закон максимально защищает правообладателя зарегистрированного товарного знака. Он может направить конкуренту досудебную претензию, а если это не принесет результатов, обратиться в суд.
Экспертиза схожести проводится экспертами Роспатента на стадии регистрации обозначений. Однако, не все торговые знаки зарегистрированы, и, если дело доходит до суда, то обе стороны могут предоставить прямо противоположные экспертные заключения. Они будут являться доказательствами в суде, но гарантировать исход дела не могут. При вынесении решения суд учитывает продолжительность использования знака каждой стороной, его узнаваемость и ассоциации покупателей при виде обозначения. Экспертиза словесных товарных знаков включает оценку звукового, графического и семантического сходства.
Критерии сходства по звучанию:
Критерии графического сходства товарных знаков:
Критерии семантического сходства товарных знаков:
Данные критерии имеют вес как по отдельности, так и в совокупности.
Если проверка товарного знака на сходство перед регистрацией показала похожие обозначения, необходимо предпринять следующие шаги:
Изменить логотип. Не обязательно полностью кардинально менять обозначение, достаточно внести некоторые изменения, которые избавят от ассоциаций с уже зарегистрированным знаком. Как правило, опытные юристы знают, как именно нужно изменить знак, чтобы экспертиза сочла его уникальным.
Получить от владельца согласие на использование товарного знака. При выявлении полной идентичности товарных знаков, логичней всего договориться с правообладателем о возмездном использовании обозначения. Если знаки просто схожи, владелец приоритетного знака может дать письменное согласие на регистрацию вашего обозначения.
Попробовать аннулировать регистрацию чужого знака в совпадающих классах в связи с неиспользованием.
В ситуации, когда выявлена схожесть с неиспользуемым знаком и есть подозрения, что обозначение зарегистрировал патентный тролль, можно попытаться аннулировать регистрацию такого обозначения. В общем случае, если знаком не пользуются три года и более, то он лишается юридической защиты досрочно.
Как в этом случае может помочь патентное бюро? Действие закона в области защиты интеллектуальной собственности имеет много нюансов, с которыми знакомы только специализирующиеся на этой отрасли юристы.
Например, аннулирование действия товарного знака может происходить по пяти основаниям. В патентном бюро точно знают, как именно нужно изменить схожее обозначение для успешного прохождения регистрации и как можно договориться с правообладателем уже зарегистрированного знака на наиболее выгодных условиях.
Также бюро может предоставить гарантии регистрации обозначения, а это даст наиболее полную юридическую защиту бизнесу.
Важно! Экспертиза проводится человеком, поэтому оценка может носить субъективный характер.