В статье разбираемся, что такое фирменный стиль, фирменное наименование, айдентика и что входит в эти понятия; рассказываем, нужно ли регистрировать фирменный стиль, фирменное наименование и айдентику и как эти понятия связаны с товарным знаком компании и юридическими защитными мерами.
Фирменный стиль — это визуальная сторона бренда. К нему относят логотип, шрифты, цвета, оформление вывесок, упаковки, полиграфии.
Фирменное наименование — это имя организации, под которым она зарегистрирована в качестве юридического лица.
Айдентика — более широкое понятие, включает как визуальные, так и невизуальных элементы. Она отражает миссию бренда и определяет производимое им впечатление.
Без фирменного стиля и айдентики работать позволено, без фирменного наименования ООО работать не сможет. У ИП же фирменного наименования как такового нет.
Фирменное наименование — это название, под которым организация поставлена на учет в налоговой. Оно включает в себя слово или фразу-название и указание организационно-правовой формы.
Фирменное наименование может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, но это право, а не обязанность.
Каким может быть фирменное наименование — основные требования.
К наименованию есть такие требования:
Что можно и нельзя зарегистрировать как фирменное наименование?
Запрещено использование для фирменного наименования:
Всё, что не попадает под эти пункты и написано на русском языке вместе с указанием организационно-правовой формы может быть фирменным наименованием.
Фирменное наименование используется для регистрации юрлица в налоговых органах, но это не означает, что за организацией закрепляется право на уникальность этого названия. Для этого помимо фирменного наименования нужно зарегистрировать и товарный знак на него. Тогда вы получите исключительное право на использование фирменного наименования, и закон будет защищать вас от использования названия конкурентами.
Фирменный стиль — это способ компании презентовать себя целевой аудитории через визуальную составляющую. Обычно в него включают такие элементы:
Фирменное наименование является неотъемлемой часть фирменного стиля бренда.
Все элементы фирменного стиля организации можно зарегистрировать в качестве товарных знаков. Важно: это право, а не обязанность, собственник по личной инициативе проводит регистрацию, чтобы защититься от использования фирменного стиля конкурентами.
Фирменный стиль нужен компаниям, развивающим свой бренд, яркие примеры: торговое сети Магнит, Пятёрочка, банки Сбер, Тинькофф. Именно стиль делает образ компании узнаваемым.
Хороший фирменный стиль обладает такими характеристиками:
В качестве фирменного стиля нельзя использовать чужую символику, либо схожую с ней до степени смешения. В остальном ограничений нет, но важно помнить, что удачный фирменный стиль отличают:
Обязанности регистрировать элементы фирменного стиля нет. Однако, его разрабатывают как средство индивидуализации компании, потому резонно позаботиться о том, чтобы вашим стилем не воспользовались иные лица. Сделать это можно через регистрацию товарных знаков. После нее закон будет защищать ваш стиль в полном объеме.
Айдентика — это система визуальных и всех остальных составляющих имиджа компании, простыми словами образ бренда, который помнит его аудитория. Рассмотрим, что входит в айдентику:
Айдентика и фирменный стиль — пересекающиеся понятия, но айдентике — более широкое, включающее все каналы общения с аудиторией. Фирстиль — это составляющая айдентики, включающая в себя свойственные бренду визуальные компоненты.
Как айдентика связана с товарным знаком? Все элементы айдентики взаимосвязаны и вместе образуют систему. Большинство из них возможно зарегистрировать в качестве товарных знаков.
Для чего нужна айдентика: она требуется компаниям, которые выходят на широкий рынок, тем, кому нужно максимально раскрыть бренд.
Главное требование к айдентике — возможность четко идентифицировать образ компании на рынке, выделить её в конкурентной среде. При этом все составляющие айдентики, рассчитанные на разные каналы восприятия, должны находиться в гармонии.
Неуникальные решения и символику, используемую для брендинга другими компаниями в качестве средств индивидуализации и айдентики не используют. Также стоит учитывать законодательство, запрещающее определенную символику на территории РФ.
Исходя из того, что айдентика разрабатывается для индивидуализации, примеры чего образы Сбербанка, Coca-Cola, Apple, возникает необходимость защиты от несанкционированного использования. Айдентику, как комплекс идей и решений, зарегистрировать нельзя, но большинство составляющих её элементов могут быть защищены в виде зарегистрированных товарных знаков.
Основная опасность при регистрации товарных знаков на наименование, фирменный стиль и элементы айдентики — столкновение с патентными троллями. Также можно получить отказ в регистрации по причине схожести ваших товарных знаков с уже зарегистрированными. Из поданных заявлений большинство отклоняются по этой причине. Обращение в патентное бюро — оптимальный способ преодолеть возможные препятствия и гарантированно получить законную защиту.
Фирменное наименование, стиль, выработанная айдентика помогают брендам продвигаться на рынке и становиться узнаваемыми. При этом важно заранее обезопасить эти разработки от внимания конкурентов и патентных троллей с помощью регистрации товарных знаков. Иначе ваши средства индивидуализации могут начать работать на конкурентов, а вы получите вместо прибыли судебные иски и убытки.