Статья рассказывает, что такое домен и доменное имя и как в этой сфере работает интеллектуальное право. Поясняем, какие последствия приносит правообладателям и конкурентам использование товарных знаков в доменных именах. Разбираемся, как защитить свой домен и какая судебная практика сейчас существует.
Под размыванием подразумевается процесс утраты товарным знаком способности индивидуализации бренда. Размытие может произойти как вследствие большой популярности продукта, так и в результате нечестной конкуренции.
Размывание товарного знака происходит при настолько большой популярности продукта, что его название становится нарицательным для определенного вида товара. Например, термос, фломастер и ксерокс. Также размывание может произойти не по “вине” владельца товарного знака, а из-за того, что нарицательным стал такой же знак, зарегистрированный для другого класса МКТУ. Третья возможность для размывания — наличие пародий на оригинальное обозначение.
При пародировании торгового знака используется популярное обозначение и возможность потребителей строить ассоциации с ним. Пародийный знак не копирует оригинальный товарный знак, но использует такие отсылки к нему, которые однозначны узнаваемы на рынке.
В российском законодательстве нет понятия “размытие” и соответствующих законов. Единственным работающим механизмом защиты можно назвать процедуру регистрации общеизвестного товарного знака.
Проблема размытия товарного знака появилась в Америке в начале 20 века. С того момента был принят ряд законодательных инициатив, которые ограничивают использование товарных знаков, способствующих размытию и утрате силы оригинального товарного знака.
Суммы ущерба во многом зависят от способов оценки, особенно в случае репутационных потерь. Материальный ущерб может быть значительным. Косвенно о нем можно судить по суммам, указанным в судебных исках. Как правило, заявления в суд содержат требования о компенсации миллионных и даже миллиардных убытков.
Размывание обозначений бренда несет следующие убытки:
Примером размытия товарного знака может служить дело о торговых обозначениях компании “Росгосстрах”. Право использовать символы “Росгосстраха” было передано ответчику по лицензионному договору. Однако, после смены руководства стало очевидным, что договор заключен не в интересах истца, т.к. ежеквартальный платеж по нему является несопоставимым с рыночной стоимостью интеллектуальной собственности страховой компании, а использование данных товарных знаков существенно перераспределяет доли рынка между истцом и ответчиком. Дело прошло несколько инстанций, но на данный момент иск “Росгосстраха” не удовлетворен, а компания несет миллиардные убытки.
В случае, если конкурент использует тактику размытия вашего товарного знака, имеют смысл следующие шаги:
В случае с зарегистрированным обозначением шансы на положительное решение в суде достаточно высоки в рамках защиты исключительного права на товарный знак, т.е. для однородных продуктов. Это означает, что добиться запрета на использование знака для неоднородных товаров и услуг практически невозможно.
Суд учитывает следующие моменты:
Важно! Этот порядок действий защитит вас только при наличии зарегистрированного товарного знака.
Защита товарного знака полностью лежит на плечах его правообладателя. Для борьбы с размыванием нужно:
Важно! Зарегистрировать как общеизвестный можно как знак, уже имеющий свидетельство о регистрации, так и незарегистрированный ранее.
Патентное бюро обладает необходимым опытом в области защиты товарных знаков. Своевременное обращение даст следующие плюсы: