Вход
Блог
26 сентября 20235 минут чтения

Что можно и что нельзя зарегистрировать как товарный знак

Здесь мы рассказываем о товарном знаке: зачем он нужен; какие обозначения можно зарегистрировать, как товарный знак, а какие – нет, и почему, с примерами и комментариями наших экспертов

Так что же это такое – товарный знак, и зачем он вообще нужен

Под товарным знаком мы понимаем графическое обозначение, основная цель которого — идентификация товаров или услуг, предоставляемых определенной компанией или организацией. Это уникальный символ или словосочетание, которые позволяют потребителям легко определить производителя или поставщика, отличить их товар или услугу из множества других, им подобных.

А что именно можно зарегистрировать как товарный знак

В принципе, зарегистрирован может быть какой угодно уникальный знак, если он служит для идентификации конкретного товара или услуги: слово, буквенное обозначение, картинка, фотография, фигура, графический символ, мелодия, видео, оттенок цвета, и даже запах, а также любые их комбинации.

Определить, годится ли товарный знак для регистрации или нет, можно на этапе предварительной экспертизы.
Когда мы решаем зарегистрировать товарный знак, то подаем заявку. Рассмотрением таких заявок занимается Роспатент. Далее, заявка проходит этапы предварительной и фактической экспертизы. В ходе предварительной экспертизы ведущий эксперт проводит исследование уже зарегистрированных знаков и определяет, соответствует ли наш знак требованиям к регистрации.

Примеры зарегистрированных товарных знаков

Объемный товарный знак – это:

  • флаконы и емкости для косметических средств или парфюмерии;
  • коробки, футляры и упаковки кондитерских изделий и др.);
  • бутылки и другие ёмкости

Изобразительный товарный знак – это рисунки людей. животных и т.п.

Звуковой товарный знак. Им может стать любой звук или мелодия. Например, звук при запуске системы Windows на компьютере. Или звуковая заставка вашей любимой радиостанции. Вы можете зарегистрировать в качестве товарного знака мелодию, которая ассоциируется исключительно с вашим бизнесом.

Товарный знак организации – это фактически любое обозначение: текст, звук, рисунок, фотография и так далее.

Почему иногда при регистрации товарных знаков, которые не нарушают правила, возникают проблемы

Это может происходить по нескольким причинам:

  1. Знак слишком общ и не является достаточно уникальным для определенного товара или услуги. Например, знак «Молоко» для продажи молочных продуктов.
  2. Знак слишком похож на зарегистрированные знаки.
  3. В заявке недостаточно информации или знак плохо представлен.
  4. Кто-то другой уже занял именно этот знак или на такой знак уже подана заявка.

Что не может быть зарегистрировано как товарный знак

В товарном знаке нельзя использовать:

  1. Гербы, флаги и знаки государств и международных организаций;
  2. Имена и портреты известных личностей без согласия их наследников;
  3. Слова или знаки, которые описывают товары или услуги, или характеризуют их. Например, «мебель», «столовая», «ресторан», «Сливочное», «натуральный» и т.п.;
  4. Знаки, которые могут ввести в заблуждение или создать ошибочное впечатление относительно качества товара или услуги;
  5. Знаки, которые противоречат общественному порядку, нравственности или законодательству;
  6. Слова, имеющие хвалебный или превосходный смысл: «лучший», «первый», «самый» и т.п.;
  7. Известные символы @, $ и т.п., смайлы;
  8. Названия, указывающие на место производства: «Московский», «Нижегородский», «Алтайский» и т.д.;
  9. Слова с ошибками.

Каждая заявка рассматривается индивидуально и проходит анализ на соответствие правилам.

Почему существуют ограничения на варианты товарных знаков

Ограничения нужны для защиты прав потребителей, а также чтобы предотвратить злоупотребления правами владельцев знаков. Кроме того, ограничения помогают предотвратить использование знаков, противоречащих общественному порядку, нравственности или законодательству.

Можно ли обжаловать отказ, если заявка на регистрацию товарного знака отклонена

Если заявка на регистрацию товарного знака была отклонена, вы можете обратиться в Роспатент с апелляцией. В жалобе аргументируйте, почему, по вашему мнению, знак может и должен быть зарегистрирован, а также приложите подтверждающие документы. Можно заявить в суд просьбу о защите прав на товарный знак. Суд может пересмотреть решение Роспатента, и если товарный знак соответствует требованиям закона, он будет зарегистрирован по решению суда.

В каких случаях товарный знак не получит разрешения на регистрацию

Вы не получите разрешения на регистрацию, если у вас в заявке:

  1. знак, который уже используется другим лицом для обозначения своих товаров или услуг;
  2. знак, который может вводить в заблуждение потребителей относительно качества, происхождения, характеристик товаров или услуг, которые он обозначает;
  3. знаки, которые являются общепринятыми терминами в отрасли или терминами, указывающими на характер, качество, количественные параметры товара;
  4. общедоступные символы, например, государственный герб или флаг, гимн, аббревиатуры государственных организаций и др.

Рекомендуемые материалы

11 ноября 20249 минут чтения
Как и кто может оспорить предоставление правовой охраны товарному знаку?
28 октября 20243 чтения
6 забытых историй об изобретениях и патентах
28 октября 20246 чтения
Патентование изобретения: мифы и реальность
28 октября 20247 чтения
Выследить ИИ: маркировка контента в России в 2024 году
28 октября 20245 чтения
Топ-5 «ничьих» коктейлей, о которых знает весь мир
24 октября 202410 чтения
Можно ли развивать бизнес под названием ушедшего из России бренда?
24 октября 20245 чтения
Можно ли оказаться в тюрьме за использование чужого товарного знака?
6 августа 20243 минуты чтения
Защита бренда без регистрации товарного знака. А что, так можно?
31 июля 20248 минут чтения
Звуковые товарные знаки: как устроена их регистрация в России
30 июля 20245 минут чтения
Как регистрировать товарные знаки торговцам на маркетплейсах?
Никакого спама
Подписка на новости и статьи
Рассказываем, как заработать на интеллектуальной собственности, идеях и технологиях