В статье разбираемся в тонкостях использования товарного знака на маркетплейсах. Рассказываем, обязательно ли регистрировать обозначение для работы на онлайн-площадках, когда использование чужого знака законно, а когда можно стать правонарушителем в сфере интеллектуальной собственности, какие последствия несет использование символики другого бренда.
Деятельность любого маркетплейса регламентирована законодательством, которое он обязан соблюдать, в том числе и в отношении товарных знаков. Помимо этого маркетплейс может установить дополнительные меры защиты, предусмотрев различные внутренние санкции за противоправное использование торговых обозначений.
Методы проверки продавцов при регистрации у различных площадок отличаются:
Производителей, имеющих товарный знак и продающих свою продукцию через маркетплейс, защищает законодательство в сфере интеллектуальных прав. Для предпринимателей, занимающихся перепродажей товара от более крупных поставщиков важно знать, что регистрация товарного знака для законного использования на маркетплейсах необязательна.
Существует понятие исчерпания права на товарный знак. Смысл его в том, что после того как производитель ввел продукцию в оборот, перепродавцам не нужно никаких специальных разрешений для использования его товарного знака.
Можно ли использовать товарный знак на маркетплейсах по лицензионному договору? Пользоваться товарным знаком по лицензии на маркетплейсе законно, но важно досконально соблюдать все условия данного лицензионного соглашения.
Однозначно продавцу контрафакта не удастся избежать ответственности, а вот привлечь к ответу интернет-площадку можно не всегда. Это зависит от того, как составлен договор меду маркетплейсом и продавцом. Например, привлечь за незаконное использование товарного знака Яндекс.Маркет не выйдет, т.к. по договору он является только информационным посредником. А вот в случае с Ozon договор составлен так, что шансы есть.
Согласно законодательству России противоправное использование чужой интеллектуальной собственности влечет за собой:
Площадка в лице техподдержки максимально заинтересована в том, чтобы на ее пространстве не было случаев нарушений авторских прав. Но ход рассмотрения ускорит:
В случае, если обоснованная претензия будет проигнорирована, маркетплейс может стать ответчиком в суде.
Если модераторы не удовлетворили требование о блокировке контрафакта, то для защиты товарного знака на маркетплейсах необходимо обратиться в юридический отдел площадки с досудебной претензией.
Важно! Этот этап неизбежен перед обращением в суд по экономическим спорам, какими и являются претензии по поводу незаконного использования товарного знака.
Как правило, после получения юр отделом маркетплейса верно составленной обоснованной претензии товары, нарушающие интеллектуальные права, блокируются. Но, если этого не произошло либо правообладатель хочет получить компенсацию понесенных убытков, требуется обращение в арбитражный суд.
Для судебного спора понадобятся следующие бумаги:
Ответчиком в делах о нарушении прав на торговое обозначение выступает прежде всего компания-нарушитель. Но и маркетплейс можно привлечь к ответственности через суд.