Регистрация товарного знака – серьёзный шаг для обеспечения защищённости бренда и обеспечения его узнаваемости. Зарегистрированный ТЗ позволяет обезопасить собственный бренд от неправомерного использования, кроме того, он позволяет применять его в рекламе, на упаковке и так далее. При подготовке заявки в Роспатент важно учитывать классы МКТУ для регистрации товарного знака. В статье разберём, чем являются данные классы, а также для чего нужно уметь разбираться в них.
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) — перечень, который используют при регистрации товарных знаков (ТЗ). Им пользуются в десятках стран мира, включая Россию.
Как правило, МКТУ ежегодно обновляют и дополняют наименованиями. Сейчас он содержит 45 классов, где собрана однотипная продукция и услуги: первые 34 класса содержат продукты, последние 11 — услуги.
Полный список классов можно посмотреть на сайте ВОИС. Кроме того, на данном ресурсе можно отыскать рекомендации и примеры применения МКТУ при регистрации конкретных товарных знаков.
Найти список классов МКТУ для регистрации товарного знака можно и на других ресурсах, например, на сайте Федерального института промышленной собственности. Главное — использовать актуальную версию классификатора. По состоянию на 2024 год действующей считается редакция 12.
На данный момент определено 45 классов МКТУ для регистрации товарных знаков, каждый из них относится к конкретной группе продуктов. Однако, определённые классы применяются намного чаще, чем прочие.
Одними из самых распространенных являются следующие:
Да, можно и даже нужно выбирать несколько классов для одного знака, если собираетесь вести коммерческую деятельность в разных направлениях и использовать при этом ваш товарный знак. В такой ситуации заявление на регистрацию будет относиться к нескольким классам, что даст право использования ТЗ во всех выбранных категориях.
При выборе нескольких классов МКТУ для одного знака стоимость регистрации возрастает, так как за каждый дополнительный класс предусмотрена дополнительная пошлина.
Однородными (или корреспондирующими) называют те классы товаров и услуг, которые связаны между собой. К примеру, однородными могут признать: томатную пасту, пюре, томатный сок для приготовления пищи (класс 29) и томатный соус, кетчуп (класс 30). При этом уже томатный сок как напиток относят к классу 32.
Однородные товары сотрудник Роспатента проверяет в нескольких классах. На практике это работает так: если правообладатель выбрал для соуса «Томатиссимо» класс 30, то специалист проверит и 29-й. Если в нем найдут продукт с похожим названием, в регистрации откажут.
Товарный знак индивидуализирует услуги или продукцию.
Поэтому выбрать коды МКТУ для регистрации торгового знака нужно до подачи заявки, иначе в Роспатенте ее не рассмотрят. В заявке нужно указать классы, для которых необходим ТЗ.
Не запрещается регистрировать бренд во всех классах, но важно учитывать: чем их больше, тем выше пошлина, сложнее и продолжительнее регистрация. Эксперты Роспатента проверят заявку на сходство с ТЗ во всех категориях. Если в каком-то классе обнаружат схожие товарные знаки, то для этих групп товаров заявку отклонят.
При оформлении заявки на регистрацию важно помнить о нескольких моментах.
Также можно опираться на функции, назначение продукции.Наши эксперты советуют выбирать те классы, в которых вы ведете деятельность, или планируете вести в ближайшие 3 года. Это повышает шансы на регистрацию, снижает ее стоимость. Если ТЗ в каком-то из классов не используется больше трех лет, его могут аннулировать по запросу заинтересованного лица. При расширении деятельности можно снова подать заявку, получить ТЗ в нужном классе.
Конкретные классы МКТУ, под которые регистрируются товарные знаки, зависят от отрасли бизнеса и конкретных товаров и услуг. Например, вот такие классы МКТУ есть у некоторых известных брендов:
Услуги патентного бюро могут значительно упростить процесс выбора классов МКТУ при регистрации товарного знака. Квалифицированные специалисты бюро помогут провести проверку товарных знаков, подготовить документы и подать заявку на регистрацию.
Эксперты Brandside могут провести проверку в том числе по закрытым базам Роспатента. Это поможет увеличить шансы успешно зарегистрировать заявку с первого раза. Кроме того, услуги нашего патентного бюро включают сопровождение заявки на протяжении всего процесса ее рассмотрения. Например, наши специалисты отвечают на запросы экспертов и готовят необходимые ответы. Это существенно снижает риск ошибок и ускоряет процесс получения регистрации товарного знака.
И МКТУ, и ОКВЭД — классификаторы, но у них разное назначение, применение.
Если говорить о том, чем классификаторы схожи, то у них общий принцип построения, при регистрации в обоих случаях преимущественно указывают несколько кодов, но основной код ОКВЭД — один.
Чаще всего ошибки допускают, когда не изучают пояснения и дополнения в МКТУ. Например, производитель изготавливает ремни безопасности. Он находит «ремни для машин» в перечне в седьмом классе и подает заявку. Но в девятом и двенадцатом есть «ремни безопасности»: в первом случае — все, кроме тех, которые используют для сидений ТС и спортивного оборудования, а во втором — для сидений автомобилей. Если упустить эту информацию, можно отнести товар к неправильному классу.
Еще одна распространенная ошибка — невключение какой-то из категорий. Например, ИП получает регистрацию в товарных классах, изготавливает продукцию, а потом решает запустить крупную франшизу, рекламную кампанию, открывает мультибрендовые торговые точки. В этом случае потребуются и классы услуг.
Чтобы избежать ошибок, не пересматривать все 45 классов и более 10 тысяч наименований продуктов и услуг, лучше обратиться к экспертам, которые занимаются регистрацией товарных знаков. Специалисты Brandside работают по всей России и СНГ, бесплатно подбирают классы МКТУ, разрабатывают стратегии для успешной регистрации.
Перед подачей заявки на регистрацию важно разобраться, что такое классы МКТУ. Неправильный выбор классов МКТУ приведет к тому, что товарный знак будет зарегистрирован не для всех необходимых сфер деятельности, что будет ограничивать бизнес правообладателя.