Статья рассказывает, что такое деловой имидж, репутация и товарный знак компании, как эти понятия взаимосвязаны; выясняем, как репутация и имидж влияют на прибыль компании, что такое антиимиджевое использование товарного знака, пародия на него и как от этого защититься.
Деловая репутация — это нематериальный актив компании, стоимость которого равна разнице между рыночной стоимостью предприятия и его капиталом. Деловая репутация отражает уровень доверия к организации взаимодействующих с ней лиц. Деловой имидж — это образ организации в глазах клиентов. Формирование имиджа компании должно быть целенаправленным.
Есть следующие причины для поддержания хорошей репутации и положительного делового имиджа компании на рынке:
Репутация и имидж способны как упростить, так и усложнить освоение новых рынков и привлечение партнёров. Положительная репутация позволяет:
Все это увеличивает прибыль компании.
Деловые имидж и репутация связаны с регистрацией товарного знака довольно тесно. Именно он повышает узнаваемость бренда и защищает его от подделок, которые могут нанести репутационный урон.
Узнаваемость товарного знака — это способность потребителей ассоциировать знак с определенной продукцией. Определяется с помощью опросов, маркетинговых исследований, анализа продаж. Узнаваемость влияет на выбор потребителей. Неизвестные бренды плохо покупают и не рекомендуют, и наоборот, узнаваемый товарный знак гарантирует лояльность покупателей. Деловая репутация и имидж компании, зарегистрировавшей свой товарный знак улучшаются с ростом узнаваемости.
Защита деловой репутации компании осуществляется в соответствии со статьей 152 ГК РФ и постановлением Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3. На эту же статью опираются при защите имиджа. Товарный знак охраняют положения, перечисленные в статьях 1477-1515 ГК РФ.
Функции товарного знака в маркетинге незаменимы: он помогает запоминать не только отдельный продукт, но и сам бренд, связанные с ним качества. Соответственно, знак рекламирует компанию в целом и отстраивает её от конкурентов.
Когда компания сформировала определенный имидж, его могут нарушить, используя товарный знак в негативном контексте. Это и есть антиимиджевое использование. Оно наносит урон торговому знаку, имеющему высокую репутацию у потребителей, и снижает доверие.
Владелец знака имеет право защищать его от антиимиджевого использования вплоть до обращения в суд. Судебные органы определяют меру ответственности, исходя из особенностей каждого дела. Она может быть аналогична наказаниям за использование чужого товарного знака.
Пародия на товарный знак — своеобразный вид использования чужого товарного знака в рекламе и бренд-символике, где не достигнута степень смешения знаков, но потребитель точно узнает, что послужило первоосновой. В этом узнавании заключена выгода пародий. При этом репутация бренда, на который создана пародия, может понести урон.
Суд ЕС решал дело бренда Диор против компании-продавца, которая разместила товары марки среди акционных и дала об этом рекламу. Диор указал, что его продукция имеет имидж премиальной и статусной, а данная акция наносит такому положению вред. Вывод суда: компании Диор нанесен существенный репутационный ущерб, требования Диор удовлетворены. Также был удовлетворен иск компании Луи Виттон по делу о рекламе, где покупательница бренда была изображена как взбалмошная и эгоистичная, что наносило урон имиджу бренда.
При обнаружении антиимиджевого использования вашего товарного знака, совершите следующие шаги:
Патент торгового знака — верный способ защитить деловую репутацию и имидж компании, ведь только в этом случае данные нематериальные активы получают наиболее полную юридическую охрану. Законодательство оперирует именно понятием товарный знак, а через него можно восстановить справедливость при ущербе имиджу и репутации.
Незарегистрированный товарный знак создает поле возможностей для нанесения компании ущерба:
Зарегистрированный товарный знак на территории России — самый верный способ наиболее полно защитить имидж и деловую репутацию бренда. Без него доказать факты ущерба этим нематериальным активам организации затруднительно. Регистрация товарных знаков дает возможность: