Что такое патентный троллинг и кто такие сквоттеры чужих товарных знаков

Время на чтение - 5 минут
В статье разбираемся, что такое патентный троллинг, кто такие сквоттеры товарных знаков, чем они занимаются. Рассказываем о бренд-сквоттинге, разбираем, чем он опасен и как защитить от него свой бизнес. Даем инструкцию, что делать если кто-то уже зарегистрировал ваш товарный знак.

Что такое патентный троллинг и бренд-сквоттинг

Патентный троллинг — деятельность, основанная на злоупотреблении законом о патентной охране. Тролль разными способами получает права на символы бренда, а затем заявляет в суд о нарушении этих прав. Например, привлекает организацию к ответственности за использование якобы чужого товарного знака. Действия троллей ведут к убыткам у компании-ответчика. Дополнительным ударом могут быть репутационные потери.
Бренд-сквоттинг — разновидность патентного троллинга. Сквоттеры приобретают права на товарный знак, который зарегистрирован в другой стране. Придя на рынок новой страны, компания вынуждена взаимодействовать со сквоттером, чтобы вернуть себе свой же товарный знак.
Бренд-сквоттеры приобретают права на обозначения, которые бизнес уже используют в каком-либо виде, но не успел их зарегистрировать.
Деятельность сквоттеров товарных знаков заключается в регистрации на свое имя чужого товарного знака либо сходного до степени смешения обозначения. Затем сквоттер заявляет требования и претензии о нарушении его прав на эти товарные знаки.

Какие виды патентного троллинга существуют

Есть такие варианты патентного троллинга:
  • Регистрация бренд-символики на территории страны, где бренд еще не представлен.
  • Регистрация прав на “народное” название бренда.
  • Регистрация схожих до степени смешения товарных знаков.
Формально действия бренд-сквоттеров находятся в рамках закона. Только недавно патентных троллей начали признавать недобросовестными лицами. Основанием стал тот факт, что тролли, которые смогли зарегистрировать чужой товарный знак, не ведут реального бизнеса.

Примеры патентного троллинга и бренд-сквоттинга.

Пример патентного троллинга - получение прав на изобретение “сосуд стеклянный”, то есть на обычную бутылку. Тролли хотели вынудить производителей напитков выплачивать им отчисления.
Сквоттер Ибатуллин зарегистрировал товарный знак “1000 мелочей”, но не использовал его. Он подал в суд на предпринимателя, употребившего данное словосочетание в вывеске магазина. Суд первой инстанции, решая, можно ли продавать под чужим брендом, требования тролля удовлетворил. Только апелляция помогла восстановить справедливость.

Какой ущерб может нанести бренд-сквоттинг компании

В судебных исках троллей всегда фигурируют значительные суммы компенсации ущерба. Помимо этого, по закону использование чужой символики карается внушительными штрафами. К тому же, на момент разбирательств бизнес может приостановить деятельность и упустить свою прибыль.
Патентные тролли способны навредить репутации компании, дискредитировать ее в глазах партнеров и потребителей. Они вписывают в иск к одной компании ее крупных партнеров в качестве соответчиков. Это создает имидж проблематичного контрагента и крупный клиент отказывается от сотрудничества.

Как можно защититься от бренд-сквоттинга с помощью превентивных мер

Только своевременная регистрация товарных знаков своего бренда может помочь от атак патентных троллей. Нелишним будет заблаговременный сбор подтверждений добросовестности компании, а также сотрудничество с опытными юристами.

Что делать, если кто-то уже зарегистрировал ваш товарный знак — пошаговый алгоритм действий

Если ваш товарный знак оказался зарегистрирован другим лицом, предпримите следующие шаги:
  • Сравните сферы деятельности. Одно и то же наименование для производителя обоев и студии танцев не будет нарушением.
  • Выясните, ведет ли в данный момент деятельность правообладатель товарного знака.
  • Наймите патентного поверенного для выбора верного варианта оспаривания права на товарный знак.
  • Используйте возможности досудебного урегулирования.
Если досудебные претензии, возражения в Роспатент против предоставления правовой защиты товарному знаку и заявления о недобросовестной конкуренции не были удовлетворены, надо обращаться в суд.
Практика показывает, что в последнее время суды стали учитывать реальные цели регистрации средств индивидуализации и пресекать случаи патентного троллинга. Однако стоит иметь в виду, что, хоть позиция судов и изменилась к лучшему для бизнесменов, законодательная база осталась прежней.

Как патентное бюро может помочь защититься от бренд-сквоттинга

Патентное бюро специализируется на защите интеллектуальных прав и имеет соответствующий опыт. Это дает следующие плюсы при сотрудничестве:
  • Выбор наиболее подходящей тактики защиты.
  • Рациональное использование денежных средств,т.к. дела против патентных троллей обходятся недешево.
  • Реальная возможность выиграть дело против сквоттера и не выплачивать истребуемые им компенсации.
  • Решение вопроса о дальнейшем использовании спорного товарного знака.

Выводы: что важно знать о защите от бренд-сквоттеров

Патентный троллинг товарного знака - вполне реальная перспектива. Он строится на злоупотреблении правом, однако грамотное использование законов поможет защититься от подобных лиц.
Важно помнить!
  • Действия тролля легче предупредить своевременными регистрационными действиями на товарные знаки.
  • Бороться с троллем самостоятельно практически невозможно, нужны опытные юристы.
  • Необходимо учитывать перспективы развития компании, решая какие именно патенты вам необходимы.

Другие статьи о регистрации товарного знака

максимально выгодные условия
Оставьте заявку, чтобы получить
бесплатную консультацию по
регистрации товарного знака и