В статье разбираемся, что такое патентный троллинг, кто такие сквоттеры товарных знаков, чем они занимаются. Рассказываем о бренд-сквоттинге, разбираем, чем он опасен и как защитить от него свой бизнес. Даем инструкцию, что делать если кто-то уже зарегистрировал ваш товарный знак.
Патентный троллинг — деятельность, основанная на злоупотреблении законом о патентной охране. Тролль разными способами получает права на символы бренда, а затем заявляет в суд о нарушении этих прав. Например, привлекает организацию к ответственности за использование якобы чужого товарного знака. Действия троллей ведут к убыткам у компании-ответчика. Дополнительным ударом могут быть репутационные потери.
Бренд-сквоттинг — разновидность патентного троллинга. Сквоттеры приобретают права на товарный знак, который зарегистрирован в другой стране. Придя на рынок новой страны, компания вынуждена взаимодействовать со сквоттером, чтобы вернуть себе свой же товарный знак.
Бренд-сквоттеры приобретают права на обозначения, которые бизнес уже используют в каком-либо виде, но не успел их зарегистрировать.
Деятельность сквоттеров товарных знаков заключается в регистрации на свое имя чужого товарного знака либо сходного до степени смешения обозначения. Затем сквоттер заявляет требования и претензии о нарушении его прав на эти товарные знаки.
Есть такие варианты патентного троллинга:
Формально действия бренд-сквоттеров находятся в рамках закона. Только недавно патентных троллей начали признавать недобросовестными лицами. Основанием стал тот факт, что тролли, которые смогли зарегистрировать чужой товарный знак, не ведут реального бизнеса.
Примеры патентного троллинга и бренд-сквоттинга.
Пример патентного троллинга — получение прав на изобретение “сосуд стеклянный”, то есть на обычную бутылку. Тролли хотели вынудить производителей напитков выплачивать им отчисления.
Сквоттер Ибатуллин зарегистрировал товарный знак “1000 мелочей”, но не использовал его. Он подал в суд на предпринимателя, употребившего данное словосочетание в вывеске магазина. Суд первой инстанции, решая, можно ли продавать под чужим брендом, требования тролля удовлетворил. Только апелляция помогла восстановить справедливость.
В судебных исках троллей всегда фигурируют значительные суммы компенсации ущерба. Помимо этого, по закону использование чужой символики карается внушительными штрафами. К тому же, на момент разбирательств бизнес может приостановить деятельность и упустить свою прибыль.
Патентные тролли способны навредить репутации компании, дискредитировать ее в глазах партнеров и потребителей. Они вписывают в иск к одной компании ее крупных партнеров в качестве соответчиков. Это создает имидж проблематичного контрагента и крупный клиент отказывается от сотрудничества.
Только своевременная регистрация товарных знаков своего бренда может помочь от атак патентных троллей. Нелишним будет заблаговременный сбор подтверждений добросовестности компании, а также сотрудничество с опытными юристами.
Если ваш товарный знак оказался зарегистрирован другим лицом, предпримите следующие шаги:
Если досудебные претензии, возражения в Роспатент против предоставления правовой защиты товарному знаку и заявления о недобросовестной конкуренции не были удовлетворены, надо обращаться в суд.
Практика показывает, что в последнее время суды стали учитывать реальные цели регистрации средств индивидуализации и пресекать случаи патентного троллинга. Однако стоит иметь в виду, что, хоть позиция судов и изменилась к лучшему для бизнесменов, законодательная база осталась прежней.
Патентное бюро специализируется на защите интеллектуальных прав и имеет соответствующий опыт. Это дает следующие плюсы при сотрудничестве:
Патентный троллинг товарного знака — вполне реальная перспектива. Он строится на злоупотреблении правом, однако грамотное использование законов поможет защититься от подобных лиц.
Важно помнить!