Вход
Блог
30 января 202410 минут чтения

Можно ли развивать бизнес под названием ушедшего из России бренда?

Начиная с 2022 года многие иностранные компании либо объявили о приостановке своей деятельности в России, либо вообще ушли с российского рынка.

Некоторые из них потом все-таки остались в России или вернулись обратно в нашу жизнь, но уже под другими названиями. Например, всем известные “ZARA”, “Reserved” и “Levi’s” в России теперь торгуют под названиями “MAAG”, “Re” и “JNS”. В то же время, их известные и «раскрученные» товарные знаки вроде бы так и остались «висеть в воздухе», сохраняя статус «ушедших» из нашей страны. Опять же, официально “ZARA” так и не вернулась под своей привычной и известной по всему миру маркой, товарные знаки “Reserved” и “Levi’s” сохраняют такой же статус.

Такой интересный момент, конечно, не мог не вызвать живой заинтересованности многих российских предпринимателей в возможности регистрации товарных знаков этих компаний на свое имя. Вроде бы идея гениальная, но вот только почему ещё никто не вернул нам марки “IKEA” или “ZARA”? Может быть, вы ещё сможете это сделать?

Давайте разбираться в вопросе вместе. 

Начнём с основных пунктов.

Что такое «товарный знак»

Товарный знак – это «имя», которое предприниматель выбирает для своего бизнеса. Благодаря официальной регистрации такого «имени» бренда бизнесмены могут рассчитывать на защиту Законом своего профессионального дела от использования конкурентами. Кроме того, после регистрации товарного знака никто больше не сможет использовать такое же или слишком похожее «имя» (или картинку) для бренда без разрешения предпринимателя, сделавшего это первым.

Нарушителям грозит взыскание компенсации от 10 000 до 5 000 000 ₽ в пользу правообладателя, административные штрафы, а также блокировки от доменных регистраторов, соцсетей и маркетплейсов.

Чаще всего товарные знаки можно встретить в виде слов, слоганов и доменных имен. А ещё многие компании регистрируют свои уникальные картинки — логотипы, этикетки и тд.

Где регистрируют товарные знаки?

Если описать процесс кратко, то регистрация товарного знака происходит в Роспатенте, где эксперты проверяют, соответствует ли заявка и обозначение законодательству и сравнивают предложенный предпринимателем вариант с уже зарегистрированными знаками. Если заявка успешно проходит экспертизу, то товарный знак вносится в специальный реестр, а предприниматель получает свидетельство об официальной регистрации своего знака.

Но! Если речь идёт о товарном знаке иностранной компании, всё выглядит несколько сложнее.

4 причины, по которым вам вряд ли удастся «забрать» товарный знак иностранной компании, ушедшей из России. 

1)   Известные бренды ушли из России, но их товарные знаки всё ещё охраняются.

Товарный знак прекращает свое действие в трех случаях:

  • Десятилетний срок действия знака истек, и его не продлили.
  • Правообладатель сам отказался от знака.
  • Охрану знака прекратили досрочно по решению Роспатента или суда.

А вот если какая-то компания просто ушла с рынка, с её товарным знаком всё равно ничего не происходит автоматически. Даже если бизнес закрывается, его обозначение продолжает находиться под охраной. Для Российского реестра товарных знаков совершенно не важно, ушла ли компания с рынка, прекратила ли своё существование, или по-прежнему функционирует. Всё будет зависеть только от факторов, описанных выше.

Чтобы досрочно прекратить действие знака, нужно обращаться со специальным заявлением в Роспатент. Это имеет смысл только в том случае, если компания-правообладатель закрылась, а право на товарный знак никому не передала.
Для досрочного прекращения охраны товарного знака или признания регистрации недействительной у Роспатента и суда есть закрытый перечень оснований, который установлен гражданским кодексом. Согласно этому кодексу, товарный знак не становится «бесхозным» только лишь потому что компания объявила о том, что приостанавливает работу в России.

Но, как можно было заметить, иностранные компании не торопятся отказываться от своих товарных знаков. Получается, что и их товарные знаки по-прежнему действуют. Этот фактор будет препятствовать регистрациям по новым заявкам.

2)   Роспатент отказывает в регистрации товарных знаков, которые могут обмануть ожидания покупателей.

«Сходство до степени смешения» — это ещё одна формулировка, прописанная в Российском законодательстве, из-за которой у вас вряд ли выйдет открыться под именем «АЙКЕА» вместо «ИКЕА». Обычный покупатель может перепутать товары под слишком похожими обозначениями или подумать, что они сделаны одним производителем.

Роспатент не допускает регистрации сходных до степени смешения обозначений, если только правообладатель более раннего знака не дал на это согласие. Скажем, если ранее уже был зарегистрирован такой знак, как, например, “GUCCI”, то Роспатент откажет в регистрации “GUGGI”, “Гучи” или “GUCCI 2”. С такими идеями для названия бренда зарегистрироваться точно не получится.

Но вообще, такая задумка – не новость для патентных ведомств по всему миру, так как в любой стране находятся предприниматели-энтузиасты, которые пытаются зарегистрировать на себя товарные знаки, напоминающие известные бренды. И эксперты Роспатента в этом плане давно подготовлены к обоснованному отказу по подобным заявкам.

3)   Чем известнее компания, тем выше шанс, что похожее название бренда не зарегистрируют.

Экспертиза в Роспатенте хоть и проходит по определённым правилам и согласно Закону, но всё же в процессе оценивания каждой заявки экспертами учитываются уникальные факторы и обстоятельства для каждого отдельного знака. Важную роль играют произношение названия и его смысл, особенности рынка товаров или услуг, на которые запрашивается регистрация, известность похожих товарных знаков и их правообладателей и так далее.

Важно! Стоит сказать, что в некоторых случаях Роспатент может регистрировать товарные знаки, которые (очень!) отдаленно напоминают бренд иностранной компании. Однако, в таком случае отличия должны быть действительно существенными.

Опять же, вернёмся к пункту про обман ожиданий покупателей. Дело в том, что чем известнее бренд, тем большее количество людей о нём знает и, соответственно, будет ассоциировать товары под похожим названием именно с ним.

Однако, многое зависит от доводов, приведённых заявителем, а также от самого патентного поверенного, который ведёт регистрацию конкретного товарного знака. Да и в принципе в экспертизе и процессе регистрации знака в целом всё ещё большую роль играет человеческий фактор. Поэтому сказать однозначно, удастся зарегистрировать тот или иной знак или нет, тоже нельзя. Есть только определённая статистика и расчёт вероятности успеха.

4)  Роспатент может отказать, чтобы защитить интересы покупателей.

Да, зарегистрированный товарный знак защищает интересы правообладателя и работает интересах бизнеса. Однако, это не всё. Ещё одной его функцией является защита интересов покупателей.

Всё-таки любой бренд зарабатывает себе определённую репутацию, выпускает товары определённого качества. Покупатель, соответственно, покупая, например, куртку “the North Face” рассчитывает, что она, например, ему долго прослужит, будет сшита по определённой технологии и из качественных материалов, её можно будет смело надеть в поход и так далее. В то же время, представим себе ситуацию, когда на рынке появляется бренд  «the North Faze”, который производит внешне похожие куртки, но совершенно другого качества и низкой износостойкости. Конечно, покупатель может в какой-то момент легко перепутать оригинальные товары North Faceс похожей низкокачественной одеждой North Faze и разочароваться.

Итак, эксперты Роспатента стараются таких неприятных ситуаций не допускать.
Поэтому, если российский предприниматель подает заявку на регистрацию товарного знака очень похожего на какой-либо известный иностранный бренд, просто не представленный на территории РФ в настоящий момент, это в первую очередь будет расцениваться Роспатентом как обман и введение в заблуждение.

Правильной стратегией было бы создать востребованный товар высокого качества, придумать и зарегистрировать для него уникальный товарный знак, удовлетворить появившийся спрос и закрепиться на рынке в качестве конкурентоспособного достойного игрока.

О бенефитах для предпринимателей, которые всё-таки решили подать заявку на регистрацию товарного знака иностранной компании, прекратившей свою деятельность в России

Да, Роспатент вам, скорее всего, откажет.

НО:

1)  Вы можете быть упомянуты в прессе (а это хороший  PR-ход как-никак). 
2)  Всё-таки иногда не сильно схожий с названием иностранного бренда товарный знак регистрируют.

(А ещё помним, что есть не очень большая вероятность, что у иностранного правообладателя через несколько лет аннулируется регистрация товарного знака, и тогда у кого-нибудь из России всё-таки получится зарегистрировать на себя такое же обозначение.)

Справедливости ради стоит отметить, что Роспатент принимает все входящие заявки на регистрацию. Это дальше они проходят проверку по всем правилам и «отсеиваются» экспертами. А в СМИ можно «засветиться» ещё и на начальных этапах. Опять же, неплохой ход для продвижения своей компании.

Выводы 

Итак, пока что зарегистрировать свой бизнес под товарным знаком иностранной компании, ушедшей с российского рынка, вряд ли выйдет. Есть несколько стоп-факторов и правил, которые были специально разработаны законодательством для защиты как правообладателей, так и покупателей, из-за которых это может не получиться с большой долей вероятности.

Однако, есть надежда на то, что зарегистрироваться таким образом удастся либо через несколько лет (по истечении срока регистрации товарных знаков известных иностранных брендов на территории России), либо в том случае, если ваш товарный знак будет вызывать ну уж очень отдалённые и не существенные ассоциации с известным зарубежным брендом.

Ещё больше полезных материалов по вопросам регистрации товарных знаков можно найти в нашем блоге.

А если вы хотите подготовить и подать заявку на регистрацию своего товарного знака грамотно, наши эксперты всегда готовы вам в этом помочь. 

Посоветоваться с профессионалами регистрации товарных знаков по любому вопросу можно тут, а получить бесплатную экспресс-проверку своего товарного знака здесь.

Всегда на связи,

Ваш Брендсайд.

Рекомендуемые материалы

25 ноября 20248 минут чтения
Свидетельство о регистрации товарного знака
11 ноября 20249 минут чтения
Как и кто может оспорить предоставление правовой охраны товарному знаку?
28 октября 20243 чтения
6 забытых историй об изобретениях и патентах
28 октября 20246 чтения
Патентование изобретения: мифы и реальность
28 октября 20247 чтения
Выследить ИИ: маркировка контента в России в 2024 году
28 октября 20245 чтения
Топ-5 «ничьих» коктейлей, о которых знает весь мир
24 октября 202410 чтения
Можно ли развивать бизнес под названием ушедшего из России бренда?
24 октября 20245 чтения
Можно ли оказаться в тюрьме за использование чужого товарного знака?
6 августа 20243 минуты чтения
Защита бренда без регистрации товарного знака. А что, так можно?
31 июля 20248 минут чтения
Звуковые товарные знаки: как устроена их регистрация в России
Никакого спама
Подписка на новости и статьи
Рассказываем, как заработать на интеллектуальной собственности, идеях и технологиях