1) Известные бренды ушли из России, но их товарные знаки всё ещё охраняются.
Товарный знак прекращает свое действие в трех случаях:
1. Десятилетний срок действия знака истек, и его не продлили.
2. Правообладатель сам отказался от знака.
3. Охрану знака прекратили досрочно по решению Роспатента или суда.
А вот если какая-то компания просто ушла с рынка, с её товарным знаком всё равно ничего не происходит автоматически. Даже если бизнес закрывается, его обозначение продолжает находиться под охраной. Для Российского реестра товарных знаков совершенно не важно, ушла ли компания с рынка, прекратила ли своё существование, или по-прежнему функционирует. Всё будет зависеть только от факторов, описанных выше.
Чтобы досрочно прекратить действие знака, нужно обращаться со специальным заявлением в Роспатент. Это имеет смысл только в том случае, если компания-правообладатель закрылась, а право на товарный знак никому не передала.
Для досрочного прекращения охраны товарного знака или признания регистрации недействительной у Роспатента и суда есть закрытый перечень оснований, который установлен гражданским кодексом. Согласно этому кодексу, товарный знак не становится «бесхозным» только лишь потому что компания объявила о том, что приостанавливает работу в России.
Но, как можно было заметить, иностранные компании не торопятся отказываться от своих товарных знаков. Получается, что и их товарные знаки по-прежнему действуют. Этот фактор будет препятствовать регистрациям по новым заявкам.
2) Роспатент отказывает в регистрации товарных знаков, которые могут обмануть ожидания покупателей.
«Сходство до степени смешения» — это ещё одна формулировка, прописанная в Российском законодательстве, из-за которой у вас вряд ли выйдет открыться под именем «АЙКЕА» вместо «ИКЕА». Обычный покупатель может перепутать товары под слишком похожими обозначениями или подумать, что они сделаны одним производителем.
Роспатент не допускает регистрации сходных до степени смешения обозначений, если только правообладатель более раннего знака не дал на это согласие. Скажем, если ранее уже был зарегистрирован такой знак, как, например, “GUCCI”, то Роспатент откажет в регистрации “GUGGI”, “Гучи” или “GUCCI 2”. С такими идеями для названия бренда зарегистрироваться точно не получится.
Но вообще, такая задумка – не новость для патентных ведомств по всему миру, так как в любой стране находятся предприниматели-энтузиасты, которые пытаются зарегистрировать на себя товарные знаки, напоминающие известные бренды. И эксперты Роспатента в этом плане давно подготовлены к обоснованному отказу по подобным заявкам.
3) Чем известнее компания, тем выше шанс, что похожее название бренда не зарегистрируют.
Экспертиза в Роспатенте хоть и проходит по определённым правилам и согласно Закону, но всё же в процессе оценивания каждой заявки экспертами учитываются уникальные факторы и обстоятельства для каждого отдельного знака. Важную роль играют произношение названия и его смысл, особенности рынка товаров или услуг, на которые запрашивается регистрация, известность похожих товарных знаков и их правообладателей и так далее.
! Стоит сказать, что в некоторых случаях Роспатент может регистрировать товарные знаки, которые (очень!) отдаленно напоминают бренд иностранной компании. Однако, в таком случае отличия должны быть действительно существенными.
Опять же, вернёмся к пункту про обман ожиданий покупателей. Дело в том, что чем известнее бренд, тем большее количество людей о нём знает и, соответственно, будет ассоциировать товары под похожим названием именно с ним.
Однако, многое зависит от доводов, приведённых заявителем, а также от самого патентного поверенного, который ведёт регистрацию конкретного товарного знака. Да и в принципе в экспертизе и процессе регистрации знака в целом всё ещё большую роль играет человеческий фактор. Поэтому сказать однозначно, удастся зарегистрировать тот или иной знак или нет, тоже нельзя. Есть только определённая статистика и расчёт вероятности успеха.
4) Роспатент может отказать, чтобы защитить интересы покупателей.
Да, зарегистрированный товарный знак защищает интересы правообладателя и работает интересах бизнеса. Однако, это не всё. Ещё одной его функцией является защита интересов покупателей.
Всё-таки любой бренд зарабатывает себе определённую репутацию, выпускает товары определённого качества. Покупатель, соответственно, покупая, например, куртку “the North Face” рассчитывает, что она, например, ему долго прослужит, будет сшита по определённой технологии и из качественных материалов, её можно будет смело надеть в поход и так далее. В то же время, представим себе ситуацию, когда на рынке появляется бренд «the North Faze”, который производит внешне похожие куртки, но совершенно другого качества и низкой износостойкости. Конечно, покупатель может в какой-то момент легко перепутать оригинальные товары North Faceс похожей низкокачественной одеждой North Faze и разочароваться.
Итак, эксперты Роспатента стараются таких неприятных ситуаций не допускать.
Поэтому, если российский предприниматель подает заявку на регистрацию товарного знака очень похожего на какой-либо известный иностранный бренд, просто не представленный на территории РФ в настоящий момент, это в первую очередь будет расцениваться Роспатентом как обман и введение в заблуждение.
Правильной стратегией было бы создать востребованный товар высокого качества, придумать и зарегистрировать для него уникальный товарный знак, удовлетворить появившийся спрос и закрепиться на рынке в качестве конкурентоспособного достойного игрока.