Статья поможет разобраться, что включает в себя бренд компании. Покажем различия бренда и товарного знака, разберем, что общего у этих понятий. Расскажем, как защитить свой бренд от конкурентов наилучшим способом по закону и какую выгоду несет регистрация бренда.
Бренд — это индивидуальность компании. Физически он выражается в следующих элементах фирменного стиля:
Мнения потребителей, их эмоции и представления о продукции производителя — это то, чем отличается бренд от товарного знака. Именно эта составляющая и является сутью бренда. Законодательством России не установлена обязанность регистрировать торговый знак бренда. Более того, само понятие “бренд” находится вне законодательного поля РФ. Развивать незарегистрированный бренд не запрещено, но важно осознавать множество рисков, связанных с отсутствием регистрации.
Для защиты бренда на территории РФ достаточно зарегистрировать его, как товарный знак. Бренд формирует у потребителя доверие: через рекламу и прочие каналы коммуникации. Компания озвучивает свои послания, политику и находит аудиторию, которой они близки. Таким образом из ряда однотипных товаров потребитель начинает выбирать продукцию определенного бренда.
Успешный бренд обладает следующими свойствами:
По закону в России не предусмотрена регистрация самого бренда. Защитить свои права на бренд возможно регистрацией товарного знака. Важно сделать это своевременно и наиболее полно: получить государственные свидетельства на цвет, элементы упаковки, музыкальные отбивки, логотипы, слоганы и прочую бренд-символику. Регистрация бренда и его товарного знака дает право использовать символ ®. Зарегистрированный бренд может прибегнуть к помощи специальных компаний для отслеживания фактов его незаконного использования.
По факту незаконного использования вашего товарного знака, вы можете обратиться в полицию. Статья 180 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неоднократное совершение данного правонарушение в виде:
Законодательством России прямо не запрещено использовать бренд без товарного знака. Но надо учитывать, что без регистрации у вас не будет никаких прав по использованию любых средств индивидуализации бренда. Вашим названием, логотипом, слоганом и другим товарным знаком может воспользоваться кто угодно. При работе с незарегистрированным брендом вы всегда рискуете деньгами и репутацией.
Бренд — это маркетинговое понятие, а товарный знак — юридическое. Зарегистрировать, приобретя соответствующие права на интеллектуальную собственность, можно только его, а не бренд. Товарные знаки имеют различные виды, но все они должны обладать характеристиками, позволяющими идентифицировать услугу или товар.
Бренд ассоциируется потребителями со своим товарным знаком. Без него продвижение бренда на рынке практически невозможно. Каждый бренд стремится к тому, чтобы в памяти потребителей как образ запоминался именно товарный знак, а не конкретная продукция. То есть товарные знаки являются неотъемлемой частью бренда.
Бренд – это абстрактное понятие, конкретной частью которого является товарный знак. Но малоизвестный на рынке товарный знак не будет частью бренда даже при условии его государственной регистрации.
Чтобы стать частью бренда товарный должен пройти три этапа:
В РФ по закону нельзя зарегистрировать бренд. Возможна только регистрация товарного знака как способа индивидуализации продукта. На территории России товарный знак охраняет и название, и логотип, и бренд. Для выхода за пределы РФ придется регистрировать торговую марку.
Важно: регистрация бренда в России возможна исключительно через регистрацию товарных знаков. Вкладываться в продвижение на рынке без должной регистрации рискованно, так как недобросовестные конкуренты могут воспользовать репутацией вашего бренда и даже отнять его у владельца, зарегистрировав соответствующие товарные знаки первыми.
Процесс регистрации торговых знаков в Роспатенте имеет немало нюансов и требует немало времени. Каждая ошибка увеличивает время регистрации, а бренд остается незащищенным. Оптимальный способ зарегистрировать торговый знак бренда — обращение в патентное бюро с соответствующим опытом.
Работа с юристами даст следующие плюсы: