Статья рассказывает о нюансах использования товарных знаков в интернете, возможностях применения товарного знака для продвижения бренда. Показываем, как могут использовать товарный знак недобросовестные конкуренты и какое наказание предусмотрено за это. Пишем, как не стать нарушителем прав на товарный знак.
Товарный знак в интернете может использоваться на собственном сайте, в его доменном имени, электронном почтовом адресе, на страницах компании в соцсетях, в контекстной и таргетированной рекламе, маркетплейсах и промостраницах. Использование товарного знака на сайтах и в интернете включается в общую маркетинговую стратегию. Он повысит узнаваемость компании, позволит отстоять свои права в борьбе с нечестными конкурентами.
Защищает ли регистрация товарного знака от незаконного использования его в интернете? Регистрация дает наиболее полную юридическую защиту товарного знака в интернете, но не гарантирует, что таких попыток не будет. Правообладатель должен сам отслеживать использование своего товарного знака.
Использование товарного знака в интернете регулируется ГК РФ, частью четвертой. Статья 1225 закрепляет право на охрану товарного знака как средства индивидуализации. Статья 1484 содержит положения о праве на использование товарного знака в интернете.
Важно: товарный знак должен быть зарегистрирован надлежащим образом. В случае нарушений правообладатель может обратиться в Федеральную антимонопольную службу, Роспотребнадзор и суд. Для последнего имеет смысл собрать максимум доказательств. Ими могут быть скриншоты страниц в сети интернет.
Важно! Нужно обязательно заверить скриншоты нотариально. Покупка товара для образца с сохранением чека.
Использовать чужие товарные знаки на сайте нельзя. Более того, не стоит использовать схожие знаки для однотипных с конкурентом товаров и услуг.
Но есть ряд случаев, когда возможно пользоваться чужим товарным знаком:
В других случаях использование чужого товарного знака карается штрафом от 100 000 рублей до полумиллиона.
За использование чужого товарного знака в рекламе деятельность компании могут ограничить. В соцсетях правообладателю достаточно написать обращение в техподдержку с доказательствами того, что товарный знак принадлежит ему. В случае с рекламными сервисами “Яндекс. Директ” и Google Ads всё может быть сложнее. Даже получив претензию с доказательствами того, что вы являетесь правообладателем товарного знака, они могут не блокировать рекламную компанию нарушителя до вступления в силу решения суда.
Кто такой информационный посредник и может ли он использовать товарный знак компании? Информационным посредником признается лицо, размещающее в интернете различные данные о продуктах, услугах, возможностях их получения.
Их не подвергают наказанию за нарушение интеллектуальных прав при таких условиях:
В остальных случаях информационный посредник несет солидарную ответственность за использование чужого товарного знака на сайте.
В случае незаконного использования чужого товарного знака компанию могут ждать разнообразные последствия:
Часто дела относительно нарушений прав на товарные знаки в сети интернет касаются доменных имен. Конкурент выбирает в качестве домена для своего сайта ваш товарный знак, чем отнимает у вас часть трафика и потенциальной выгоды. По закону доменное имя не относится к средствам индивидуализации. Тем не менее судебная практика показывает, что можно отстоять свои права в суде, заблокировав сайт нарушителя и взыскав с него компенсацию упущенной выгоды.
Важно! Ваш товарный знак должен быть зарегистрирован надлежащим образом ранее, чем доменное имя сайта конкурента.
Регистрация товарного знака — единственный способ обезопасить себя от миллионных претензий и ограничений деятельности. Ее не запрещено проходить самостоятельно, но, как правило, этот тонкий процесс поручают патентному бюро. Его опыт позволит учесть следующие факторы:
Учет этих факторов позволит пользоваться преимуществами зарегистрированного товарного знака и не бояться претензий от конкурентов.