В 2025 году подать заявку на регистрацию товарного знака (ТЗ) можно как офлайн, так и онлайн.
Сделать это можно несколькими способами:
Последний вариант — один из самых быстрых. Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ № 483, регистрация ТЗ может занимать максимум 18 месяцев и 2 недели (обычно этот срок меньше — около года). Однако при подаче заявки через «Госуслуги» ее рассмотрят быстрее: до 213 рабочих дней.
Хотя процедура регистрации сравнительно быстрая — она займет около 2–4 часов, — необходимо учесть некоторые технические моменты. Понадобятся:
Вся процедура через «Госуслуги» проходит онлайн. Разберем пошагово, как зарегистрировать ТЗ.
Подать заявку на ТЗ можно и без проверки, изучения законов. Но тогда риск отказа возрастает многократно.
Чтобы его избежать, следует проверить, нет ли абсолютных (противоречащих закону) причин для отказа в регистрации, согласно ст. 1483 Гражданского кодекса РФ. Так, следует убедиться, что у знака есть различительная способность, он не вводит в заблуждение людей, не противоречит принципам морали и гуманности.
Также важно проверить, нет ли относительных причин для отказа (не будет ли обозначение в случае регистрации нарушать права третьих лиц).
Подробно об абсолютных и относительных причинах отказа в регистрации мы писали в недавней статье «Причины отказа в регистрации товарного знака».
Наиболее частая причина отказа в регистрации ТЗ — неуникальность обозначения. Чтобы не потерять время и средства (уплаченные госпошлины не возвращают), проверить его можно:
Чтобы повысить шансы с первой попытки зарегистрировать ТЗ, обратитесь к специалистам Brandside: они проверят обозначение по закрытым базам Роспатента, дадут советы, как его доработать, чтобы повысить вероятность одобрения.
Получить ЭЦП можно в местном органе ФНС или в одном из удостоверяющих отделов, которые были аккредитованы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
На процедуру получения подписи обычно уходит один день. Потребуется внести плату, заранее купить флеш-носитель.
Для работы ЭЦП нужно установить на компьютер криптопрограммы (чаще всего используют «КриптоПро CSP»).
Для подачи заявки на ТЗ потребуется учетная запись на портале ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации).
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) — перечень продукции и услуг, который применяют при регистрации ТЗ. В нем — 45 классов, где по группам собрана однотипная продукция, услуги.
Полный список классов представлен на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Также найти их можно на сайте ФИПС.
Важно! При подборе классов следует использовать действующую редакцию (в 2025 году актуальная редакция — 12).
Для госрегистрации ТЗ следует выбрать все необходимые классы. Каких бы то ни было ограничений по их количеству нет. Важно учитывать, что в дальнейшем расширить список классов не выйдет: заявку потребуется подавать заново. Однако и регистрировать обозначение в «лишних» классах не следует: при неиспользовании ТЗ в одном из них на протяжении трех лет его могут в этом классе аннулировать.
Также следует не забывать об однородных классах продуктов и услуг (так называют связанные между собой классы): например, мыло кусковое туалетное и против потения относится к третьему классу, а мыло дезинфицирующее и антибактериальное — к пятому.
Однородные товары эксперты ведомства проверяют в нескольких классах: если хотя бы в одном из них будет сходный охраняемый ТЗ, в регистрации могут отказать.
Узнать сумму госпошлин можно на сайте Роспатента.
Также рассчитать госпошлины можно с помощью калькулятора на сайте ФИПС и на нашем сайте в разделе «Калькулятор».
Государственные пошлины обычно уплачивают в два этапа. На первом вносят плату за подачу заявки и экспертизы, на втором — непосредственно за регистрацию обозначения и свидетельство.
Для подачи заявления надо зайти в раздел «Регистрация товарного знака». Здесь же необходимо скачать шаблоны заявления и согласия на обработку персональных данных. В дальнейшем их потребуется прикрепить вместе с другими документами.
Чтобы перейти на страницу регистрации, надо кликнуть на «Получить услугу».
На ней необходимо ввести адрес для переписки и email (может быть один и тот же), прикрепить заполненные и заархивированные файлы. Потребуются такие документы:
Если заявку оформляет представитель или патентный поверенный, потребуется приложить доверенность.
После этого необходимо подписать документы ЭЦП и отправить их.
После подачи заявки в личный кабинет на «Госуслугах» придет уведомление, что она поступила в Роспатент. В течение 1–2 рабочих дней ей присвоят регистрационный номер.
Отслеживать делопроизводство удобно на самом портале. В ЛК и на email будут приходить уведомления от Роспатента.
Важно! Следует регулярно проверять письма по тому адресу, который был указан в заявке: у сотрудников Роспатента могут возникнуть вопросы. Важно отвечать на корреспонденцию вовремя (как правило, в письме есть сроки ответа на запрос).
Еще один вариант увидеть этапы делопроизводства — проверять заявку в реестре на сайте ФИПС. Для этого потребуется ввести ее регистрационный номер.
Среди плюсов регистрации через ЕПГУ:
Недостатки при регистрации через «Госуслуги» тоже есть, но их немного:
Если разобраться с техническими нюансами, получить ЭЦП, то в целом процедура подачи заявки через портал простая, быстрая и удобная.
Данные риски актуальны для любого варианта подачи заявки на регистрацию, поэтому важно их учитывать всегда.
Перед подачей заявки нужно проверить ТЗ на уникальность: если этого не сделать, можно потерять много времени (около 6-8 месяцев — именно столько пройдет с момента начала регистрации до окончания экспертизы заявленного обозначения). Также это грозит потерей средств: если от экспертов Роспатента придет отказ, уплаченные госпошлины не вернут.
При регистрации у специалистов ведомства нередко возникают вопросы, уточнения, они присылают предварительные отказы. В этом случае важно своевременно, аргументированно и грамотно отвечать на запросы сотрудников Роспатента, чтобы обосновать возможность регистрации ТЗ. Сделать это неопытным людям часто сложно, поэтому лучше обратиться к патентным поверенным.
В 2025 году физлица, юрлица и ИП могут зарегистрировать ТЗ онлайн через «Госуслуги». Для этого потребуется подтвержденная учетная запись на портале и электронная цифровая подпись.
Основная сложность при регистрации через ЕПГУ — необходимость получения ЭЦП: с этим в небольших городах могут возникнуть проблемы. Также у некоторых людей могут возникнуть сложности с установкой криптопровайдера.
В остальном процесс подачи заявки мало чем отличается: нужно выбрать классы МКТУ, правильно оформить заявку, оплатить пошлины. Перед началом процедуры желательно проверить ТЗ на уникальность.
Чтобы получить товарный знак в короткие сроки, повысить шансы регистрации с первой попытки, обратитесь к экспертам Brandside: они проверят ТЗ на охраноспособность, подготовят необходимые документы и будут полностью сопровождать до получения свидетельства.
Источники: