Команда профессионалов на стороне Вашего бренда

Защита бренда без регистрации товарного знака. А что, так можно?

Время на чтение - 3 минуты
«Вот вы всё пишете о том, зачем регистрировать товарный знак, почему это важно, как это сделать… Но есть же предприниматели, у которых бренд годами не зарегистрирован, и ничего! Тем более, регистрация бренда – не 100% гарантия того, что на практике все мои права как владельца бизнеса не будут нарушаться конкурентами».

- Именно такой мыслью, скорее всего, может задаваться время от времени любой предприниматель, всё ещё взвешивающий все «за» и «против» регистрации своего товарного знака. Мы к этому готовы, поэтому с радостью ответим на этот вопрос.

В статье рассказываем, можно ли как-то защитить свой бренд от размытия, копирования и так далее без регистрации товарного знака.

Итак, начнём, пожалуй, с рисков. По традиции, кратко расскажем о том, чем вам может обернуться незарегистрированный товарный знак.

1) Если ваш знак совпадает с зарегистрированным товарным знаком хотя бы частично, вы можете нарушить права его владельца. Если владелец подаст иск в суд, он может выиграть дело, и вам придется заплатить штраф, который может достигать 5 миллионов рублей.

2) Другой человек может зарегистрировать такой же знак на свое имя и шантажировать вас, угрожая судебным иском. Это может произойти, если ваш бренд уже стал популярным среди потребителей. В результате вы можете потерять свой бренд и понести финансовые потери.

3) Может возникнуть конфликт с владельцем похожего доменного имени, но вы не сможете запретить его использование. Владелец зарегистрированного товарного знака может просто-напросто отобрать ваше доменное имя через суд.

"Доменное имя (домен) – это легко запоминающееся название сайта, связанное с определенным IP-адресом в Интернете."

4) Бизнес невозможно будет передать по франшизе, так как основным условием договора франчайзинга является предоставление прав на зарегистрированный товарный знак. Таким образом, вы теряете возможную прибыль.

5) Недобросовестный конкурент может выпускать контрафакт под тем же знаком. А вам доказать свои исключительные права на бренд будет очень тяжело, так как они не закреплены юридически.

6) Большинство крупных маркетплейсов требуют документы на товарный знак, которые подтверждают права на его использование. Если у вас нет таких документов, ваша витрина и аккаунт могут быть заблокированы.

7) Если вы захотите продать свой бизнес полностью, то навряд ли найдется желающий приобрести его, так как незарегистрированный бренд - это всегда риск.

Да и в принципе нарушение прав других правообладателей может привести к различным видам ответственности, включая денежную компенсацию, штрафы, конфискацию контрафакта и даже лишение свободы. Поэтому важно проверить, не совпадает ли ваш знак с зарегистрированными товарными знаками, и вообще зарегистрировать свой товарный знак, чтобы избежать лишних проблем и не искушать судьбу.

НО. Материал у нас сегодня всё-таки о том, что делать, если регистрировать бренд пока вообще не хочется. Поэтому напишем о том, что можно сделать предпринимателю без регистрации для защиты своего дела.
Поэтому давайте представим себе пример: бутик «Зелёный свет» - это коммерческое название бизнеса ИП Белочкин.

В любом случае, коммерческое обозначение защищено авторским правом. Однако, если магазин не очень известен в своем городе, конкуренты могут использовать подобное словосочетание и для своего бутика и не переживать.

"Коммерческое обозначение - это название или логотип, под которым предприниматель продает или производит товары. Оно помогает выделиться среди других предпринимателей в своей сфере. Предприниматель может работать только под одним коммерческим обозначением."

Теперь представим, что недобросовестные конкуренты всё-таки скопировали название «Зелёный свет» и успешно торгуют под идентичной вывеской.

Что может сделать в таком случае ИП Белочкин?

  • Обратиться в арбитражный суд, чтобы запретить конкурентам использовать название или логотип на территории города и взыскать убытки.

  • Пожаловаться в антимонопольную службу, чтобы они оштрафовали конкурентов за недобросовестную конкуренцию.

  • Подать заявление в Роспатент, чтобы отменить регистрацию товарного знака, если конкурент зарегистрировал его по вашему названию.

Кроме того, чтобы защитить коммерческое обозначение, предприниматель должен доказать, что:

  • Название уникальное и выделяется среди других в той же сфере.

  • Предприниматель начал работать под коммерческим обозначением раньше конкурентов.

  • Название конкурента такое же или его можно спутать с оригиналом.

  • Название известно в городе и ассоциируется у покупателей именно с его магазином.
Однако! В России нет реестра коммерческих обозначений, поэтому предприниматель должен доказывать известность своего названия в каждом конкретном случае, а это может быть очень сложно, особенно если у него нет документальных доказательств. Далеко не факт, что у него это вообще выйдет.

С товарным знаком, конечно, всё по-другому. Гораздо проще и надёжнее. Официально зарегистрированный бренд можно просто проверить по базам Роспатента на уникальность, посмотреть дату регистрации, понять, что именно этот товарный знак был зарегистрирован раньше всех и за кражу товарного знака взыскать компенсацию до 5 000 000 ₽. И не надо искать никаких способов, чтобы доказать известность бренда в своём городе…

Выводы делайте сами.

Напомним, что наша команда юристов всегда готова помочь вам в регистрации вашего бренда.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и ВК, читайте полезные материалы в нашем блоге на сайте, задавайте все интересующие вас вопросы в чат-боте или на профессиональной консультации.

Мы всегда на связи!

Ваш Брендсайд.






Другие статьи о регистрации товарного знака