На просторах Интернета достаточно много статей и постов о последствиях кражи чужого бренда, в которых часто пишут о выплате компенсации правообладателю и штрафов в случае неправомерного использования товарного знака другого правообладателя в своих целях.
Однако, денежные взыскания с нарушителя – не единственная мера наказания за такое преступление. В некоторых случаях, дело может дойти даже до несения уголовной ответственности и лишения свободы на срок до двух лет.
В каких случаях правонарушитель «отделается» штрафом, а в каких «отправится» в тюрьму – рассказываем далее.
Для начала скажем, что производство и реализация товара под чужим товарным знаком предполагает довольно строгое наказание (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ), а именно штраф с конфискацией товара.
Конкретный размер административного штрафа определяется по усмотрению суда исходя из характера нарушения, и может быть нескольких видов:
Но это ещё не всё. Несмотря на строгость применяемых уголовных и административных наказаний, за те же нарушения правообладатель может потребовать привлечение нарушителя к гражданско-правовой ответственности. Это понятно и логично, ведь от взысканных в пользу государства штрафов настоящий владелец бренда не получает ничего, а он заинтересован прежде всего в возмещении собственных убытков.
Так что на практике привлечение к административной ответственности обычно является лишь первым шагом в долгом процессе взыскания убытков с нарушителя в пользу правообладателя товарного знака.
Далее правообладатель товарного знака также имеет право предъявить иск, в котором потребует от нарушителя либо возмещения убытков, либо выплаты компенсации. Она может быть 2х видов:
В любом случае, перспективы у того, кто решит торговать под чужой маркой, не самые радужные.
Можно ли сесть за торговлю подделками?
Конечно, уголовная ответственность возникает не при каждом нарушении использования товарного знака, а только в тех случаях, когда нарушение происходило неоднократно или в случае причинения крупного ущерба (более 250 тыс. руб.) правообладателю.
Приведём пример:
Иван Петрович, несмотря на предупреждения, неоднократно нарушал закон о защите интеллектуальной собственности. Он знал, что бренд “Снежный барс” принадлежит известной компании, производящей спортивную одежду, но все равно использовал это название для своей подпольной фабрики по производству дешевых подделок.
Сначала Иван Петрович просто продавал куртки “Снежный барс” на рынке, но со временем его бизнес расширился. Он начал размещать рекламу в интернете, называя свою продукцию “Снежный барс”, а также запустил сайт с похожим дизайном на официальный сайт компании. В результате таких его действий потребители стали путать поддельные куртки с настоящими, что значительно вредило репутации и продажам оригинального бренда “Снежный барс”.
В итоге, после неоднократных жалоб от правообладателя, полиция провела обыск на фабрике Ивана Петровича и обнаружила большое количество продукции с поддельной маркировкой “Снежный барс”.
В суде было установлено, что правообладатель понес существенно крупный ущерб вследствие незаконной деятельности Ивана Петровича, в связи с чем он вполне мог быть приговорен к лишению свободы.
Приведём ещё один пример:
Галина Федоровна, владелица небольшого интернет-магазина одежды, решила увеличить свои продажи, используя популярность бренда “Стильная Линия”. Она прекрасно понимала, что использование имени этого известного производителя может принести ей прибыль, но не задумывалась о юридических последствиях. Она заказывала дешевые копии одежды, не отличающиеся от оригиналов по дизайну, а затем размещала их на своем сайте (или на маркетплейсах) используя название “Стильная Линия” и логотип бренда в описаниях товаров. Более того, она размещала рекламу в социальных сетях и на маркетплейсах, где также использовала название бренда и его логотип.
Конечно, благодаря этому, интернет-магазин Галины Федоровны стал очень популярным. За год она продала более 2000 единиц поддельной одежды, получив прибыль свыше 250 тысяч рублей. Однако, сама “Стильная Линия” понесла огромный урон. Покупатели, увидев дешевые копии, стали сомневаться в качестве продукции “Стильной Линии”, а продажи оригинальной компании значительно упали. Репутация бренда была серьезно «подмочена».
В результате “Стильная Линия” подала в суд на Галину Федоровну. Суд признал правонарушительницу виновной в незаконном использовании товарного знака и причинении крупного ущерба компании, а дальше вполне мог приговорить женщину к нескольким годам тюрьмы. Итак, понятно, что использовать чей-то товарный знак без разрешения правообладателя – незаконно и даже довольно рискованно. Вряд ли кому-то хочется оказаться в тюрьме, правда?
Для этого необходимо будет получить лицензию или заключить договор коммерческой концессии с правообладателем товарного знака, подтверждающие законность ваших действий.
А ещё можно взять чей-то бренд, если срок действия прав на него у другого предпринимателя уже истек. Проверить это можно по государственному реестру товарных знаков на сайте ФИПС. Таким образом, если правообладатель прекратил свою деятельность и не продлил регистрацию, то товарный знак становится свободным для использования любым желающим.
Однако, на практике вряд ли вам удастся зарегистрировать какой-то известный товарный знак (такой как, например, «ИКЕА») как свой собственный. Для этого существует целый ряд преград и особенностей охраны и защиты авторских прав на известные бренды, которые у вас в 99% случаев просто не получится обойти. Но эта тема заслуживает отдельной статьи.
В общем, чтобы не оказаться жертвой обстоятельств и честно трудиться на благо своего собственного бренда, рекомендуем вам обратиться к квалифицированным специалистам. А ещё не советуем искушать судьбу – проверьте свой товарный знак совершенно бесплатно и убедитесь, что с ним всё в порядке.
Мы всегда готовы помочь вам разобраться во всех тонкостях регистрации товарного знака и остаёмся на связи.
Ваш Брендсайд.