Положения части четвертой Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность регистрации коллективного товарного знака. Данный институт имеет ряд особенностей по сравнению с индивидуальным торговым знаком, поэтому необходимо сделать ряд пояснений во избежание путаницы.
Коллективный товарный знак подразумевает, что правом на его использование обладает несколько субъектов одновременно. Они все должны входить в объединение, созданное в одной из установленных законом форм. В Гражданском кодексе нет прямого указании на необходимость регистрации такого объединения в качестве юридического лица, а говорится лишь о возможности коллективной регистрация товарного знака ассоциацией.
В качестве общего товарного знака могут регистрироваться те же объекты, что и для индивидуального товарного знака. Это может быть фирменное наименование, логотип продукции, промышленные образ и другие элементы. Отличительной особенностью является исключительное право на производство или реализацию товаров только теми лицами, которые входят в ассоциацию, зарегистрировавшую индивидуальный товарный знак.
Из используемых коллективных товарных знаков можно вспомнить Ассоциацию содействия производству и реализации минеральной воды «Боржоми» «Грузинское Стекло и Минеральные Воды», Ассоциацию производителей табачной продукции «Табакуром», Ассоциацию компаний по реализации стройматериалов «Авист». Но, в целом, такой способ регистрации используется редко.
Индивидуальные и коллективные товарные знаки имеют ряд важных различий. Прежде всего, коллективный знак подразумевает не только обладание правами на название или торговое обозначение, но и определённые стандарты качества для продукции, которым она должна полностью соответствовать.
Обратите внимание: объединение, на которое зарегистрирован коллективный товарный знак, обладает правом контролировать соблюдение всеми входящими в ассоциацию субъектами требований к качеству продукции.
Следующим важнейшим отличием коллективного знака является невозможность отчуждения прав на него по лицензионному договору. Приобретение права на использование коллективного знака происходит исключительно на основании вступления в соответствующее объединение либо регистрации на это объединение нового знака.
Регистрация коллективного товарного знака ассоциацией никак не ограничивает входящие в эту ассоциацию субъекты в праве на использование собственного обозначения. При этом для такого использования совершенно необязательно отказываться от права на коллективный знак, индивидуальный знак может использоваться вместе с ним. Остальные субъекты, входящие в ассоциацию, не получают права пользоваться индивидуализирующим обозначением, зарегистрированным на соответствующее лицо отдельно.
При регистрации общего товарного знака члены ассоциации получают важные преимущества. Основные из них следующие:
Несмотря на ряд преимуществ, которые дает регистрация коллективных товарных знаков в России, данный инструмент применяется не слишком часто.
Причины следующие:
Поскольку при регистрации коллективного товарного знака правообладателем является ассоциация участников, перед регистрацией должен быть составлен устав коллективного товарного знака. Далее от имени ассоциации подаётся заявка в Роспатент и оплачивается государственная пошлина. Государственный орган должен провести экспертизу и установить, не нарушает ли содержание товарного знака закон и права других лиц. Если претензий нет, то проводится регистрация, данные об этом вносятся в специальный реестр, ассоциации, подавшей заявку о регистрации, выдаётся свидетельство.
Итак, пошаговая процедура регистрации коллективного товарного знака включает в себя следующие действия.
Ключевое отличие в том, что перед регистрацией необходимо составить устав товарного знака в соответствии с положениями ч. 4 ГК РФ. Этот устав будет определять порядок контроля качества всеми пользователями торгового знака, механизм защиты их интересов, связанных с использованием знака.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 483 государственно пошлина, которая уплачивается при подаче заявления о регистрации коллективного товарного знака, составляет 20 250 рублей.
В отличие от индивидуального торгового знака, свидетельство о регистрации права на коллективный товарный знак получает объединение (ассоциация), на которую он зарегистрирован. Это же объединение имеет право защищать права входящих в него членов, связанные с использованием коллективного обозначения, представлять интересы своих членов в соответствующих отношениях.
Срок действия коллективного товарного знака составляет 10 лет. По истечении данного периода срок может быть продлен.
Как видите, процедура регистрации коллективного товарного знака имеет ряд нюансов. Если их не учесть, то можно допустить ошибки, которые затянут процедуру. В частности, сложности может вызвать составление устава коллективного товарного знака, определение индивидуализирующих признаков знака, корректное составление заявки о регистрации. По этой причине лучше сразу доверить оформление всей документации специалистам и обратиться в патентное бюро — получится сэкономить средства и время.
Если вам нужен коллективный товарный знак, но вы не уверены, что сможете правильно составить заявку на его регистрацию обратитесь к специалистам агентства Brandside. Специалисты помогут разобраться, нужен ли вам коллективный товарный знак, и помогут зарегистрировать его без переплат и задержек.
В целом, процедура регистрации коллективного товарного знака похожа на регистрацию индивидуального обозначения. Вместе с тем, коллективный знак, в отличие от индивидуального, требует составления специального устава, он не может быть передан лицам, не входящим в ассоциацию, зарегистрировавшую коллективный знак. Сумма государственной пошлины больше, чем для индивидуального знака. Также стоит отметить возможности досрочного прекращении права на коллективный знак, если не соблюдаются требования устава, составленного при подаче заявки о регистрации. Чаще всего нарушения касаются качества продукции.